Цвет в архитектуре

Все материалы, которые применяют для архитектурно-отделочных работ, для производства различных предметов быта и декоративных вещей, имеют тот или иной цвет.

Одни материалы привлекают человека красотой своего естественного цвета (например мрамор и другие камни), у иных материалов цвет становится более нарядным после обработки тем или иным способом, так, цвет дерева, покрытого лаком, становится ярче, чем его естественный цвет. Есть группа материалов мало привлекательных по цвету, их поверхность обычно обрабатывают специальными красителями. Поэтому знание основных закономерностей использования цвета материала в композиции необходимо мастерам всех профессий, изучаемых в. художественно-ремесленных училищах. Отправным пунктом для изучения закономерностей выбора определенного сочетания цветов для художественных целей является спектр, известный учащимся по курсу физики.

Ученые и художники давно заметили некоторые явления, которые использовали: ученые для спектрального анализа состава различных веществ, а художники для сознательного подбора тех или иных красочных сочетаний, тех или иных оттенков цвета из беспредельного их разнообразия.

Как известно, все это разнообразие может быть создано из цветовых тонов спектра при помощи трех способов получения новых оттенков цвета: 1) способ смешения между собой цветовых тонов, 2) способ примеси белого к этим тонам и 3) способ примеси к ним черного. Оттенки цветовых тонов, полученных в результате примеси белого, обычно называют разбеленными, а примесь черного дает затемненные тона. Очевидно, что черный и белый цвет можно- прибавить не только к основным цветовым тонам, но и к любым тонам, полученным в результате смешения основных тонов. Так создается, не имеющая предела, свобода выбора цветовых тонов для различных художественных целей.

Разумеется, эта свобода может быть ограничена наличием красителей или других материалов, но даже при этих условиях возможны — многие разновидности сочетаний немногих цветовых тонов, как это будет показано на примерах. Следует отметить, что те или иные цветовые тона по-разному воздействуют на человека: не случайно в дни празднеств мы все украшаем с преобладанием ярких цветов, возбуждающих в человеке чувства торжественности и радости. В дни траура мы выражаем нашу печаль черным цветом, например, в убранстве зала для траурного собрания, черными лентами на знаменах и т. п.

Значит, вообще можно воздействовать на людей, сознательно подбирая цвета стен зданий и вещей, их окружающих, с целью возбуждения воли к творческому труду в производственных помещениях, создания ощущения покоя в доме отдыха, веселья в зале танцев и т. п.

Каждый художник декоративного искусства и каждый опытный мастер знают, что из одного и того же повторяющегося узора можно создать новые варианты этого узора, по-разному окрашивая отдельные его части, хотя бы даже одними и теми же цветовыми тонами.

На рис. 43—46 показано, как можно получить новые варианты орнамента путем различной его окраски, имея лишь два цветовых тона, кроме цвета фона. Простейший орнамент из листочков, расположенных по одну сторону стебля (см. рис. 43), может быть сделан в трех вариантах: 1) как светлый на темном фоне, 2) как темный на светлом фоне и 3) чередованием светлой и темной окраски листочков.

Другой орнамент (см. рис. 44 и 45), состоящий из листочков, расположенных парами по разным сторонам стебля, сделан в четырех вариантах:

1)  орнамент светлее фона;

2)  орнамент темнее фона;

3)  в каждой паре листочков один из них светлый, другой темный;

4)  пары светлых листочков чередуются с парами темных.

На рис. 46 орнамент представляет повторение симметричной фигуры (из четырех листочков каждая) вдоль оси переносов — горизонтальной или вертикальной. Этот орнамент сделан в шести вариантах окраски: 1) светлый узор на темном фоне; 2) темный узор на светлом фоне; 3) чередование светлых и темных фигур (поочередно или через две фигуры, через три и т. д.); 4) левая половина фигуры светлая, правая темная; 5) верхняя половина фигуры светлая, нижняя темная; 6) чередование светлых и темных листочков и в верхней и в нижней половине каждой фигуры.

Очевидно, могут быть сделаны и другие варианты окраски этого орнамента. Вообще с увеличением числа элементов, из которых составлен орнамент, возрастает и число возможных вариантов окраски этого орнамента.

Следует отметить, что орнаменты на рис. 43—46 сделаны, как цветные силуэты листочков на определенном фоне. Листок растения имеет, кроме цвета, свою форму и рельеф — выпуклости и впадины, которые мы видим благодаря светлым и темным частям поверхности листка. Рельеф листка мы можем художественно передать либо непосредственно лепкой (например из глины) или же путем передачи явлений света и тени красками. В первом случае мы будем иметь дело со скульптурой, во втором с живописью. Теперь возвратимся к изучению спектра.

Все цвета можно поделить на две большие группы: к одной отнести белый, черный и все оттенки серого цвета; к другой группе относятся все так называемые спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый и т. д., а также бесчисленное множество как промежуточных, так и более или менее светлых или темных оттенков спектральных цветов.

Цвета первой группы называют ахроматическими (бесцветными), цвета второй группы называют хроматическими. Каждый хроматический цвет имеет три свойства: 1) большей или меньшей светлоты; 2) обладает тем или иным цветовым тоном; 3) имеет большую или меньшую насыщенность тона. Светлота зависит от свойства каждой поверхности отражать большее или меньшее количество лучей света, падающих на эту поверхность.

Для практических целей следует иметь в виду, что при окраске больших площадей, например стен, чаще употребляют светлые кодеры, чем темные (например, неразбеленный ультрамарин, отражающий всего 10— 15% падающих лучей). При подборе образцов колеров для окраски стен следует иметь в виду, что колер, кажущийся светлым на небольшом образце, будет казаться более темным при окраске им большой площади.

Сами спектральные цвета в чистом виде имеют различную светлоту: желтые тона имеют наибольшую светлоту, что особенно заметно при сравнении их с голубыми, синими, фиолетовыми и пурпуровыми. Красные и зеленые тона занимают как бы среднее положение (рис. 87 и 88). Развитию умения различать светлоту тона помогают занятия живописью.

Adblock detector