Формы природы в орнаментах

Основными темами для лучших произведений советского декоративного искусства и изделий художественной промышленности служат те или иные явления нашей действительности во всем их многообразии.

Задача мастера-художника найти художественно полноценные формы для передачи данной темы в своем произведении, всегда рассчитанном на исполнение в определенном материале. Мотивы для композиции орнамента дает современному художнику реальный мир, вся наша природа и наши люди с их деятельностью. Раньше мы рассказали о том, как в процессе труда первобытный человек осознал пользу закономерного порядка в рабочих движениях, позднее названного ритмом. Мы уже знаем, что каждый орнамент —это ряд изображений, закономерно (ритмично) повторяющихся на основе ритма, избранного художником, для достижения своих творческих целей. Естественно возникает вопрос, как же все это изображать при композиции орнамента?

В дни праздников здания обычно украшают ветками и гирляндами живых растений, но это временное украшение. Орнаментация служит постоянным украшением и орнамент всегда сделан из определенного материала: ннаписан на поверхности стены красками, выткан или вышит на ткани, напечатан на обоях,— это все плоскостные изображения; или же орнамент сделан рельефным—вырезан из дерева или камня, вылеплен из глины или из воска и отформован из гипса или пластических масс, вычеканен или отлит из металла и т. д. Свойства каждого материала, способы его обработки и инструменты для нее ограничивают возможность фотографичного изображения форм живой природы. Но может быть изобретение более совершенных инструментов позволит преодолеть эти ограничения. Однако такое фотографичное изображение форм природы, как правило, и не нужно в искусстве, потому что оно будет противоречить цели, поставленной себе художником, — цели композиции орнамента, декорирующего определенную вещь.

Художнику и мастеру декоративного искусства всегда приходится творчески перерабатывать формы живой природы в зависимости от общего характера отделки помещения или фасада здания, комплекта мебели в нем и т. д., а также в зависимое от свойств материала и, наконец, от места, где будет находиться орнамент, и его строя, избранного для этой композиции. При композиции орнамента его части приводятся в закономерный порядок, значит, не обязательно переносить в орнамент случайные изменения нормальной формы, например цветка. Все листья на дереве похожи друг на друга, но трудно найти два листа, полностью совпадающие и по величине, и по форме, и по цвету, и по рельефу. В то же время все листья березы явно не похожи на листья клена, ольхи или дуба.

Очевидно, работая над композицией орнамента на основе форм живой природы, надо выделить для изображения признаки, типичные для данного растения, и отбросить все случайные.

Затем, выполняя изображение этого — растения в определенном материале, мастер вынужден будет считаться с возможностями этого материала. Несомненно окажется, что не все качества этого растения можно передать в данном материале. Например, в дереве или камне можно передать только форму и рельеф растения, а на ткани — форму, цвет и лишь условно изобразить рельеф и т. п.

Но допустим, что материал дает возможность мастеру добиться фотографической точности изображения форм природы. Надо ли ставить себе такую задачу? Надо ли воспроизводить красками на стене зала те гирлянды и ветки растений, которые были там прикреплены в день праздника? Конечно, нет, во-первых, потому, что мы наблюдали это убранство в изменяющихся условиях освещения и, главное, что в этом убранстве не мог быть полностью осуществлен тот закономерный художественный строй, порядок чередования частей убранства, который мы придадим орнаменту. Были и есть художники декоративного искусства, которые стремятся достичь фотографической точности изображения форм живой природы. Такое направление в искусстве называют натурализмом. Были и есть художники, которые ставят себе прямо противоположную задачу. Они, стремятся выделить из форм природы лишь самые общие их признаки, например, общие признаки определенного вида растений или животных. Эти общие признаки превращаются в геометризованную схему. В орнаментах исторических стилей есть много примеров, когда такая схематизация форм является результатом переработки художниками позднейших эпох орнаментального мотива, а не живой формы природы, послужившей в древности первоисточником для создания такого орнамента. Таков, например, мотив листа аканта, превращенный в орнамент художниками древней классической Греции, а затем переделываемый в бесконечных вариантах на протяжении тысячелетий до наших дней. Стремление пользоваться в декоративном искусстве схематизированными изображениями называют схематизмом.

Между этими двумя крайними направлениями в декоративном искусстве для художника и мастера остается огромное поле деятельности для создания произведений реалистического искусства.

Проследим процесс творческой переработки в орнамент (для определенного его назначения) какого-либо растения. По-видимому, этот процесс можно будет применить для переработки в орнамент и всяких других форм, наблюдаемых нами в окружающей нас действительности.

Сделаем это для двух видов орнамента:

1)  плоскостного, т. е. изображаемого цветом; сюда относятся орнаменты, написанные красками на стене или на какой-либо вещи из различных материалов, напечатанные на обоях или на тканях, орнаменты вытканные, гравированные или сделанные техникой эмали или черни на металле, инкрустированные из дерева, камня и других материалов разных цветов;

2)  рельефного из различных материалов: резного из дерева или камня, формованного из гипса, цемента, пластмасс и других материалов, чеканного, кованого, литого или штампованного из металла и т. п.

При композиции плоскостного орнамента, в зависимости от его назначения мы прежде всего можем поставить себе простейшую задачу силуэтного изображения растения, животного, человека и всего, что наблюдаем в окружающей нас действительности.

Такую задачу приходится решать во всех случаях, когда требуется сделать орнамент в два цвета (одноцветный орнамент на фоне того или иного цвета)

Допустим, нам надо сделать композицию горизонтальной полосы силуэтного орнамента. Прежде чем делать на. бумаге проект композиции, уточним задачу: установим назначение орнамента и способ его исполнения по проекту, сделанному нами.

Это необходимо сделать потому, что в зависимости от назначения орнамента и способа его исполнения в том или ином материале, определится и направление творческой переработки формы природы, взятой нами за основу композиции орнамента, например растения.

Рис 79 Переработка силуэта растения в — орнамент,

Есть два предварительных условия для; качественного решения каждого композиционного задания:

1)  надо изучить характер и строение того, что изображаешь, например растения, и ни в коем случае не искажать типичных его признаков. Очевидно, нельзя делать плавных завитков из негибких растений или прикреплять листья к стеблю иначе, чем в натуре на изображаемом растении;

2)  надо также сделать силуэт растения (или животного, или человека) четким и выразительным. С этой точки зрения силуэты полевых цветов на рис. 79, А, сфотографированные с цветов, засушенных в книге — сплюснутых, не везде удовлетворительны, нуждаются в прорисовке деталей с натуры и в дополнении набросками листьев и цветов в различных положениях. Теперь условимся, что мы будем делать композицию орнамента для того, чтобы написать его красками

на стене как фриз в небольшой жилой комнате. Ширину фриза установим по отношению к высоте комнаты, а длину повторяющейся части орнамента надо сделать такой, чтобы она уложилась целое число раз на: каждой из стен комнаты.

Построим схему чередования элементов орнамента на основе одного из видов симметрии орнаментальных лент, допустим первого (смотри главу IV), и повторим по этой схеме несколько раз силуэт одного из цветов с рис. 79, А. Получается контур орнамента, изображенного :на рис. 79, Б: силуэт цветка повторен здесь без всякой переработки. Остается написать орнамент красками, выбрав один из двух возможных вариантов: или темный орнамент на светлом фоне, или светлый орнамент на темном фоне (рис. 79, В). В нашем примере вверху стены комнаты попробуем сделать темный орнамент на светлом фоне и, кроме того, напишем его тем же тоном, которым окрашена стена комнаты.

Работая кистью, мы заметим, во-первых, что процесс закрывания контура краской очень трудоемкий и что можно упростить работу, приспособив мазки кисти к формам листьев и цветов, а во-вторых, что можно сделать их силуэты более выразительными, введя некоторые изменения и добавления, как это сделано на рис. 79, В.

Представим себе, что этот же орнамент нам надо сделать инкрустацией из фанеры двух разных цветов дерева. Хрупкость и слоистость фанеры заставят нас обобщить формы листьев и цветов, сохранив наиболее характерные черты данного растения и устранив мелкие детали.

Этот же орнамент, вытканный на материи или на ковре, принял бы иной вид, потому что передача орнамента нитями на ткацком станке придает его контуру примерно тот же ступенчатый характер, какой имеют цветы, вышитые крестиком по канве. Следовательно, перед нами возникает задача так творчески переработать формы данного растения, чтобы сохранить его выразительность и в то же время приспособить его для выполнения в определенном материале. Можно сделать тот же орнамент более красочным, введя особые цветовые тона для листьев и для цветов (об этом рассказано в главе VI).

На рис. 79 Г показаны исправленные формы цветка и листа того же растения; применив их в орнаменте, можно добиться большей орнаментальное изображения этого растения, не нарушая реальности изображения.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия