Орнамент

Стремление сделать нарядным, праздничным, радостным свой быт всегда было одним из проявлений воли к жизни, к борьбе за лучшие условия существования человека.

Человек заметил и давно осознал, что движения, связанные с трудом, требуют меньшей затраты сил, если они повторяются в определенном порядке, а не беспорядочны. Родилось понятие о пользе для человека от введения в работу этого упорядочивающего начала, много позднее названного ритмом. В тяжелой работе, требующей объединенных и одновременных усилий нескольких людей, организующая роль хоровой песни также стала очевидной.

Первобытные сосуды, вылепленные из глины без помощи гончарного круга, еще не изобретенного, люди стали украшать рядами вмятин, сделанных на равном расстоянии одна от другой. Эти вмятины не делали сосуд более удобным, они делали его нарядным. Так рождался узор — орнамент.

Человек выучился переплетать волокна растений, рождалось ткачество, запечатленное мотивом переплетения линий в узоре. И люди изобретали все новые и новые узоры, которые пока еще не были изображениями каких-либо форм реального мира, узоры лишь радовали человека своим закономерным ритмическим строением. Такая деятельность первобытных людей еще не была изобразительным искусством, она была началом того, что мы называем прикладным, декоративным искусством. Но люди выучились передавать свои зрительные впечатления штрихами на земле, на камне, на кости. Это уже почти рисунок с натуры — зародыш изобразительного искусства.

Изображение было, наконец, перенесено на бытовую вещь, по-видимому человек заметил узорность силуэта птицы, рыбы, зверя и самого человека.

Так люди обогащали узоры-орнаменты реальным содержанием своих впечатлений от окружающего их мира, но закономерное ритмическое начало орнамента всегда сохранялось. На протяжении многих веков можно наблюдать, как ритмическая основа построения орнамента оставалась неизменной, а содержание орнамента изменялось вместе с изменением условий жизни людей.

Люди заметили, что не только изображения видимого мира, но и узоры — украшения не изобразительного порядка — могут вызвать у человека радость или печаль, возбуждать мужество к борьбе с врагами или волю к труду, или создавать ощущение покоя в часы отдыха. Они стали по-разному украшать свои жилища и одежды в дни празднеств или в дни траура.

Рождалось искусство, отражающее бытие человека, служащее средством общения людей между собой. Но и в этом сложном виде искусства всегда оставалась область узора-орнамента со своими особыми средствами воздействия на людей, основанными прежде всего на ритмическом строе орнамента, на закономерностях творчества в этой области, развивающихся на всем протяжении истории человечества.