Орнаменты в классической и современной архитектуре

Проследим теперь применение общих закономерностей композиции орнамента на отдельных произведениях классической и современной советской архитектуры.

68. Примеры различных видов симметрии орнаментальных лент: а —греческий рельефный орнамент; б— часть решетки у Казанского собора в Ленинграде; 8—часть решетки перил Большого каменного моста в Москве.

На рис. 68, а дан пример греческого орнамента, композиция которого выражает состояние покоя (статичного). Подобная же схема композиции орнамента применена на рельефном фризе театра им. Пушкина в Ленинграде архитектором Росси (см. рис. 26). Орнамент этого фриза состоит из повторения вертикальных элементов и гирлянд, свисающих с них; над серединой каждой гирлянды помещена маска с лентами.

Рис 64 Капители колонн классических ордеров: А—дорическая; Б-ионическая; В-коринфская.

По другой композиционной схеме построен орнамент решетки у Казанского собора в Ленинграде по проекту архитектора Воронихина (рис. 68, б). Такой орнамент вызывает ощущение движения.

На решетке перил Большого каменного моста в Москве литые из чугуна изображения снопов и серпов, начиная от средней высокой точки моста, направлены колосьями в сторону склона моста и подходят внизу к серпам, направленным навстречу колосьям (рис. 68, в).

Орнаментация капителей колонн и пилястр дает следующие основные типы (рис. 69): А — дорическая капитель, даже орнаментированная, является наиболее простой; по верхней плите идет меандр, ниже эхин украшен листьями, свисающими вниз своими острыми концами; над эхином — пояски как бы привязывают листья к фусту колонны; Б —-ионическая капитель более сложна, ее эхин украшен иониками, выше плетенкой торуса и затем переходит в фасцию с двумя волютами на концах; над волютами плита, профилированная каблучком; переходом к фусту колонны служит пояс орнамента из пальмет, обрамленный бусами; фуст покрыт каннелюрами: В — коринфская капитель наиболее сложна, она или одета двумя рядами листьев (вверху более простых, внизу — сложных акантовых), или, как на капители памятника Лизикрату в Афинах, состоит из трех рядов листьев, внизу простых, вверху сложных акантовых, и завершается завитками стебля аканта, переходящими на углах капители в волюты; плита абаки имеет криволинейную профилированную форму со срезами нал волютами по углам

70. Капитель колонны в зале Дома Союзов. Москва., XVIII в.

71. Пилястры и дверь в б. Елагинском дворце в Ленинграде по проекту архитектора Росси.

На рис. 70 показана разновидность коринфской капители в зале Дома союзов в Москве, построенном в первой половине XVIII в. Как видно из этого описания капителей и примеров классической орнаментации, основным источником мотивов их композиции являются формы растений и другие формы живой природы. Древнеримский писатель Витрувий в книге об архитектуре в связи с этим говорит, что в формах колонны следует подражать природе растений, например таких стройных деревьев, как ель, сосна, кипарис, которые всегда утоняются кверху. Ддревние греки и римляне, заимствуя мотивы орнамента из растительного мира, всегда их творчески перерабатывали, подчиняя их ритмическому строю орнамента, его назначению и характеру материала, из которого сделан этот орнамент. Многообразные переработки в орнамент листа аканта являются убедительным примером творческой переработки растительного мотива.

72. Пилястры жилого дома в Москве по проекту архитектора 3. М. Розенфельд (1948 г.).

73. Капитель пилястры внутри современного здания.

Орнаментация пилястр может служить примером композиции, замкнутой в прямоугольник. В одних случаях это симметричный орнамент, как на рис. 71, изображающем пилястры в бывшем Елагинском дворце в Ленинграде. В других — орнамент асимметричен.

Орнаменты, венчающие пилястры жилого дома на Можайском шоссе в Москве (постройка 1948 г.), по существу симметричны: симметрия нарушается только рогами изобилия, перекрещивающимися нижними своими концами (рис. 72). На рис. 73 изображена капитель пилястры одного из современных зданий. По композиции она представляет творческую переработку форм капителей пилястр классических стилей.

Композиционная разбивка плоскости потолка бывает двух типов: к первому мы отнесем потолки с равными кассетами различных форм, построенными по одной из схем композиции сетчатых орнаментов, ко второму типу отнесем потолки, расчлененные на неравные фигуры разных форм.

74. Деталь плафона во дворце в Мантуе.

Деталь плафона во дворце в Мантуе (рис. 74) является образцом композиции первого типа — она построена, как сетчатый орнамент. Богато украшенные резьбой прямолинейные тяги имеют в своих пересечениях круги с розеттами (в центре и в местах пересечения с тягами).

Такое членение потолка образует правильные восьмиугольные кассеты из прямых линий и дуг окружности, заполненные рельефным орнаментом с четырьмя плоскостями симметрии.

При орнаментации потолочного плафона в бывшем Гатчинском дворце (рис. 75) архитектор Бренна применяет композиционное членение потолка на различные геометрические формы, симметрично расположенные по отношению друг к другу. Центр плафона занимает ромб, по сторонам которого расположены треугольники. В прямоугольные площадки по концам плафона вписано по два квадрата и между ними шестиугольник. Все эти формы орнаментированы и опоясаны бусами, а затем заключены в общую орнаментальную раму. Переход от плафона к карнизу оформлен трапециями с растительным орнаментом. Несмотря на разнообразие форм и мотивов орнамента вся композиция потолка производит целостное впечатление.

75. Часть плафона дворца в Гатчине.

Если сопоставить зрительные впечатления, получаемые нами от орнаментов, построенных на основе различных видов симметрии, можно заметить, что их воздействие на зрителя различно. Одни орнаменты вызывают ощущение покоя, другие ощущение движения. Всматриваясь внимательнее, мы заметим среди орнаментов, вызывающих ощущение движения, не только различные виды и направления движения (движение по прямой или кривой линии или вращательное, притом вправо или влево), но и различные его темпы — от замедленного до быстрого.

Следовательно, можно сделать вывод, что художник при композиции орнамента может сознательно выбирать тот или иной вид симметрии для получения определенного зрительного эффекта.

Например, орнаменты с косыми осями переносов и без плоскостей симметрии особенно пригодны в тех случаях, когда рисунком желательно подчеркнуть движение по косым направлениям. Такая задача решается художником при декорировании стен лестничных клеток, эскалаторов и стен проходов метро на спусках и подъемах, оград мостов, имеющих форму арок, и т.п. Орнаменты без вертикальных осей симметрии, обладающие горизонтальной осью переносов, целесообразно применять во всех случаях, когда надо направить движение людей в определенном направлении или направить их внимание к определенному месту в помещении, например, в горизонтальных проходах метро, в театральных залах. Плоскости симметрии как бы затормаживают движение в перпендикулярном к ним направлении. Можно создать представление о движении вниз и вверх, или только вверх, или вообще в одну сторону по вертикали. В соответствии с этим одни орнаменты подходят для украшения горизонтальных потолков и полов коридоров, а другие для полов и потолков на подъеме или спуске, например в проходах метро. Можно создать впечатление покоя, монументальности, неподвижности, применяя соответствующие виды симметрии. Такие виды орнаментов наиболее подходят для декорирования стен и потолков помещений, предназначенных для сосредоточенной работы (библиотеки, аудитории, залы заседаний).

76. Гостиная в б. Останкинском (Пушкинском) дворце.

Своеобразное беспокойное впечатление производят орнаменты, в которых главную роль играют плоскости скользящего отражения, фигуры в этих орнаментах кажутся двигающимися, вращающимися. По-видимому, такие орнаменты могут подойти для декорирования танцевальных и физкультурных залов,— словом помещений для ритмизованного движения людей или мест для гуляний. Большая динамичность орнаментов, не имеющих плоскостей симметрии, делает целесообразным применение их для украшения парков культуры, цирковых павильонов, развевающихся тканей и т. д.

Своеобразное впечатление покоя в целом и движения в деталях производят орнаменты, в которых плоскости симметрии не проходят через оси симметрии. Преобладающее впечатление покоя или движения в данном случае в сильнейшей степени зависит от ориентировки орнамента по отношению к его раме или к вертикальной и горизонтальной линиям.

Само собой разумеется, что симметрия отнюдь не является единственным или определяющим признаком характера орнамента.

Орнамент всегда имеет определенное содержание — тему или, направленность для достижения той или иной цели, например — вызвать у зрителя своим ритмизованным строем ощущение разумно организованного движения, или строгими спокойными линиями помочь зрителю сосредоточиться для чтения или научной работы, или, наконец, подействовать на зрителя так, как действует на людей мелодия танцевальной музыки.

Не случайно в связи с композицией орнамента так часто вспоминают о музыке, сравнивают иногда геометрический орнамент с песней без слов. Родственным, сходным в композиции и музыкального произведения и орнамента является закономерная повторяемость того или иного мотива в музыке, а в орнаменте закономерная повторяемость элементов, входящих в его композицию.

Посмотрим, какую цель ставили себе авторы наиболее известных орнаментальных композиций, вернее, какой заказ выполнял мастер- художник, создавая свое произведение.

Русские крепостные мастера-художники создавали замечательные орнаментальные композиции в залах помещичьих домов. Примерами таких композиций могут служить хотя бы гостиная в б. Останкинском, ныне Пушкинском, дворце (рис. 76) или части отделки потолков из других московских барских домов (рис. 77 и 78). Все эти орнаментальные композиции созданы в первой половине XIX века. Это — образцы русского классицизма. Здесь орнаментация носит развлекательный характер: среду изображений пышные гирлянды и букеты цветов, венки из листьев лавра, фигуры и маски людей классического типа, львов, фантастических животных и полулюдей — полуживотных, рога изобилия, лиры и т. п. — все это было приспособлено к вкусам «барина» и «барыни». В декоративном оформлении помещичьих усадеб и городских барских домов, сделанных обычно руками русских мастеров — художников, редкостью являются изображения той русской природы, среди которой жили эти мастера-художники, да и их заказчики. Мастера должны были изображать людей, экзотических животных, цветы оранжерейные, выращенные в садах. Характерно, что в отделке дворца нет изображений работающего человека.

77. Часть отделки потолка зала в доме начала XIX в — в Москве

78. Часть орнаментации потолка и капители колонны и пилястры в доме начала XIX в. в Москве.

Декоративное искусство перестало служить для забавы праздных людей. Мастера-художники этого вида искусства и художественной промышленности отдают свои творческие силы советскому народу и вместе с ним борются за выполнение сталинских планов развития нашей страны во всех областях народного хозяйства и культуры.

Работники декоративного искусства в  строят свою работу на началах социалистического реализма, стремясь отображать средствами своего искусства творческий труд советских людей, нашу природу, все то новое, что создано за годы советской власти. В нашей стране, где, как сказал товарищ Сталин, «труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства», тема общественно полезного коллективного труда — одна из важнейших для художников, так же как и тема советского патриотизма.

В советской орнаментации вместо перепевов мотивов, заимствованных из орнаментации стилей прошлых эпох, должны быть отражены наши эмблемы и орудия труда, не экзотические, а наши растения и животные, образы наших городов, нашей промышленности и колхозов.

Дворцы и парки культуры, дома Советской Армии, клубы промышленные и колхозные, школы, театры и, другие общественные и жилые здания и все, что в этих зданиях находится, являются местами применения творческого труда советских художников декоративного искусства. Там, где нужен орнамент, он должен соответствовать общему стилю декорируемого здания или вещи и по содержанию и по формам. В конце этой книги приведено несколько примеров, как из разных материалов создают произведения советского декоративного искусства молодые советские художники и как они разрабатывают мотивы современной советской орнаментации.