Разработка проектов отделочных работ и исполнение рабочих рисунков

Проект архитектора, в части, касающейся отделочных работ на фасаде здания и по внутренним помещениям, обычно дает лишь схематические указания мест расположения декоративных элементов и их общего характера. Иногда из проектной мастерской поступают и рабочие рисунки и чертежи для перевода их мастерами-художниками в материал, намеченный архитектором. Даже при наличии рабочих чертежей и рисунков остается значительное место для композиционной работы мастера по наиболее целесообразному использованию художественных качеств материала и по разрешению целого ряда вопросов, которые невозможно полностью разъяснить даже на подробных рабочих рисунках.

Рабочие чертежи и рисунки могут осветить вопросы масштабности отдельных декоративных деталей и в известной мере выдержанности общего стиля оформления здания снаружи и внутри. Но каждый материал, будут ли это те или иные краски для росписи и окраски помещений, или облицовочные материалы, всегда имеет свои особые цветовые, пластические и фактурные качества, обусловленные строением этого материала. Только мастер, непосредственно работающий с материалом, может добиться полного художественного эффекта от применения данного материала в отделочных работах. Совсем недавно старые опытные мастера отделочных работ ревниво охраняли «секреты» своих достижений. Социалистическое соревнование, основанное на взаимопомощи, и обмен опытом открыли широкие пути для повышения творческого подхода к любой работе каждого мастера. Это особенно важно при выполнении отделочных работ, где творческая инициатива каждого мастера может значительно повысить художественный эффект использования материалов по проекту архитектора.

Композиционные решения декорирования архитектурных сооружений, созданные советскими архитекторами и осуществленные руками советских мастеров, могут служить образцами высокого декоративного мастерства. Так, например, художественное оформление надземных зданий станций московского метрополитена и подземных залов для пассажиров изобилует оригинальными и своеобразными по характеру отделочными работами (рис. 33, 132, 135).

Исполнение рабочих рисунков по данному проекту архитектурно-отделочных работ начинается с внимательного изучения проекта в смысле выяснения: а) общего стиля, принятого архитектором для художественного оформления здания; б) характера и мест расположения декоративных частей проекта; в) материалов, из которых должны быть сделаны эти части; г) масштаба проекта и размеров декоративных частей (эти размеры определяют количество каждого материала, необходимое и достаточное для исполнения отделочных работ).

135. Станция «Комсомольская» московского метро: а—станционный зал; б-аванзал.

Рабочий рисунок делается в натуральную величину для оригинальных работ: для росписи орнаментом, для рельефной орнаментации, запроектированной специально для отделываемого объекта, и т. п. Для работ облицовочных из материалов стандартных размеров, изготовленных на заводе (например керамические облицовочные плитки), рабочий рисунок делается по обмерам помещения в определенном масштабе, достаточном для точного расчета количества облицовочных плит каждого цвета при выкладке орнаментальных частей облицовки.

Процесс выполнения рабочего рисунка начинается с вычерчивания точной формы изображаемой детали по габаритным размерам, указанным на проекте. Все, что может быть сделано с помощью чертежных инструментов, прежде всего наносится на рабочий рисунок, а затем уже рисуется то, что надо сделать как рисунок. Рисуя, необходимо добиваться точного осуществления замысла автора проекта и, дорабатывая детали, лишь схематично изображенные на проекте, не изменять общего характера и пропорций частей, нарисованных на проекте.

Проследим ход исполнения рабочих рисунков по отдельным их видам:

а)         Исполнение трафарета орнамента для росписи на стене или потолке помещения. Работа начинается с изготовления эскизов орнамента на бумаге (не менее двух повторяющихся частей орнамента — это для того, чтобы был яснее общий строй орнамента). Эскизы можно сделать в уменьшенном масштабе, а по утвержденному эскизу можно затем увеличить по клеткам до натуральной величины только часть, нужную для трафарета. Рисунок по клеткам можно выправить от руки. Затем рисунок переводится на материал для трафарета и вырезывается.

При композиции орнамента для исполнения трафаретом в один цвет надо продумать все детали этого силуэтного орнамента и добиться, чтобы не было выпадающих частей. Если же этого избежать нельзя, то для привязки таких частей надо найти наиболее целесообразные места, соответствующие характеру орнамента и требующие наименьшего количества поправок кистью.

Посредством двух или трех трафаретов можно сделать орнамент, спроектированный в два или три цвета — Для каждого цвета режется особый трафарет с марками-метками для точного совпадения разных трафаретов при последовательном их наложении.

Для декоративной росписи применяется «припорох». Это особый вид трафарета, на котором контур рисунка накалывается толстой иглой, затем переносится на стену припорашиванием мелом или углем и прописывается красками.

б)         Композиция рисунков для исполнения техникой аэрографии отличается от простых трафаретных работ тем, что этот способ нанесения рисунков на стену трафаретом при помощи пистолета-распылителя краски позволяет делать плавные переходы  от светлого к темному, так же как и переходы из одного цвета в другой. Эскизы орнаментации для этой техники удобно делать акварелью по сырой бумаге, вливая один тон в другой.

в)         Для получения на бумаге проекта рисунков, имитирующих мрамор, заготовляют два, три, четыре тона задуманной расцветки «мра мора», затем обильно смачивают водой бумагу, наклеенную на картон или фанеру, и набрызгивают кистью на бумагу тона мрамора, помогая чистой кистью образованию наплывов «мрамора» желательного рисунка.

Для имитации ценных пород дерева и камня часто применяют декалькоманию, т. е. рисунки, напечатанные в литографии, как переводные картинки, с имитацией строя поверхности определенных ценных материалов. Эти картинки переводятся на стену и закрепляются лаком. Композиции для этого способа отделочных работ направляются на создание проектов облицовок стены, например, мрамором разных цветов или деревом разных пород.

.36. Изображение на рабочих рисунках явлений, сверни, разрезов и сечений.

г)         Простое бесцветное стекло обрабатывают матовкой и росписью (имитация витражей). При композиции проектов для матового полупрозрачного рисунка на прозрачном фоне (или наоборот) обычно применяют плоскостные силуэтные изображения, хотя могут быть получены и изображения с условной передачей света и тени (травление поверхности стекла кислотой после нанесения рисунка асфальтовым лаком; светотень может быть передана гравировкой лака иглой). Надо сказать, что светотеневые изображения на стекле плохо смотрятся. Лучший эффект достигается применением на стекле узоров с различной фактурой поверхности и, по преимуществу, геометрического характера.

д)         Составление рабочих рисунков для исполнения витражей из цветного стекла должно преследовать цель —найти такие линии контура отдельных частей витража, которые представляли бы наименьшие трудности при резке стекла алмазом. Известно, что стекло легче всего режется по прямым линиям, поэтому резка сложных криволинейных форм представляет почти непреодолимые трудности для мастера — витражиста. Следовательно, при исполнении рабочих рисунков для витража желательно заменять кривую линию ломаной, состоящей из отрезков прямой линии, везде, где только это возможно.

Имитация витража прозрачными красками на бесцветном стекле должна передать характер контуров настоящего витража. Это надо помнить при исполнении рабочих рисунков для имитации витража.

е)         Рабочие рисунки для лепных работ должны давать ясное представление о высоте и характере рельефа данного орнамента. Это достигается условным изображением теней (при направлении лучей света сверху вниз и справа налево под углом, дающим падающие тени, по ширине равные высоте рельефа) и нанесением сечений и разрезов по характерным направлениям рельефа (рис. 136). Рисунок делается в натуральную величину или в достаточно крупном масштабе — Рабочие рисунки для монтирования готовых лепных изделий должны прежде всего давать точный расчет применения штучных лепных изделий в условиях данного помещения. На рабочем рисунке (в уменьшенном масштабе) должны быть показаны способы устранения неувязок при пригонке штучных изделий к размерам отделываемого помещения.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия