Художественная ковка — изделия из черных металлов

К этому виду художественной обработки металлов относится производство из железа решеток для оград в парках, скверах, около производственных, общественных и жилых зданий; фонарей — стоящих и подвесных на кронштейнах, парковых скамей и т. п.

Основным материалом для этих изделий служит полосовое, круглое и листовое железо, чугун и иногда бронза.

Современные художественные изделия из черных металлов отличаются от русских изделий прошлых веков (рис. 126) прежде всего иней техникой производства: на смену работе вручную пришли механизированные способы производства, а это отразилось и на характере художественного оформления изделий. Большое применение, например, на оградах получили гладкие стержни из полосового и круглого железа и других черных металлов. Повлияла на характер оформления изделий из черных металлов и массовая потребность в них: вспомним хотя бы километры металлических оград московских парков и бульваров, перил, мостов, тысячи фонарных столбов и пр., к этому надо прибавить потребность в художественных изделиях из черных металлов тысяч других городов. Этот последний признак массовости заставляет архитекторов и мастеров-металлистов работать над изобретением различных вариантов изделий из небольшого числа деталей, заготовленных механизированными способами на заводах. Самые эти детали тем лучше, чем большее количество, различных сочетаний они допускают. Кроме того, массовость производства деталей изделий обязывает мастера — металлиста добиваться высокого художественного качества каждой детали (рис. 127).

Создание многих вариантов композиции изделий из небольшого числа одинаковых деталей может быть достигнуто на основе применения в композиции различных видов симметрии орнаментов, описанных в главе V. На рис. 128, 129 показаны семь вариантов орнаментальных полос, скомпонованных путем повторения одинаковых завитков из полосового железа, а на рис. 130 из таких же завитков сделаны примерные композиции решеток на основе симметрии сетчатых орнаментов.

126. Русские художественные изделия из черных металлов: а— решетка летнего сада (слева); б-решетка Казанского собора (справа); в—ворота дома XVIII в.

127. Современные металлические изделия:

а-решетка,  и фонари на Серпуховском бульваре в Москве (после реконструкции); б—осветительная арматура в кинотеатре.

130

128—130. Применение различных видов симметрии при композиции металлических решеток.

129

128

Художественная ковка из черных металлов представляет творческое развитие художественных традиций архитекторов и мастеров-металлистов, создавших решетки и другие изделия в эпоху русского классицизма. Сравните изображенные на рис. 127 изделия этой эпохи в Ленинграде: а) решетку Летнего сада, б) решетку у Казанского собора, в) ворота одного из старых домов г) старинный фонарь у одного из мостов, с оградами московских парков, перилами мостов и пр. (см. рис. 68, в). При сравнении мы заметим, что орнаментация имеет иное содержание: в нее вошли различные советские эмблемы (серп и молот, пятиконечные звезды, снопы колосьев и отдельные колосья, орудия труда и т. п.). Изменился и общий строй композиции изделий из черных и цветных металлов в соответствии с формами новых зданий и других сооружений советской архитектуры. Направление работы молодого металлиста-художника определяется этими двумя источниками его творчества: изучением произведений современного нам советского декоративного искусства и архитектуры вместе с изучением русского классического наследия.

Adblock detector