Ретроспективизм в архитектуре

Храм Христа Спасителя. Москва. 1839-1883 гг

В первой половине XIX в. господствующим архитектурным стилем всех стран европейской культуры был классицизм. Стилистические различия в архитектуре разных стран были незначительными, потому что для всех существовал единый образец — античные сооружения и античные строгие представления о гармонии. Во второй половине, на волне всеобщего интереса к национальной истории, появляется новый архитектурный направление — ретроспективизм (или историзм), котрый берет за образец строительное искусство средних веков и широко использует неповторимые национальные традиции. Так Россия, родина уникального средневекового стиля, дала миру много прекрасных образцов архитектурного ретроспективизма. К этому стилю принадлежит храм Христа Спасителя, построенный в Москве в 1883 г. Его величественный силуэт видел каждый, кто приезжал в Москву, и вскоре он стал таким же его символом, как и московский Кремль. В 30-е годы XX в., при господстве большевиков, храм был уничтожен, а на его месте построили открытый бассейн. В наше время его отстроили, и он снова украшает столицу России. Еще одним выдающимся памятником архитектурного историзма является так называемая церковь Спаса на Крови в Петербурге. Это необычное название церковь получила в связи с тем, что была построена на том месте, где народовольцы убили царя Александра II. Церковь имеет луковицеобразные купола и богато отделана орнаментом, но, несмотря на это, выглядит достаточно органично среди строгой петербургской архитектуры.

Храм Спаса на Крови в Петербурге

Лондон. Британский парламент

В странах Западной и Центральной Европы архитектурный историзм основном принял форму возрождения готики. К этому стилю относятся строения Британского парламента в Лондоне, церковь Вотив-Кирхе в Вене, строение парламента в Будапеште. Последнее из перечисленных строений, квадратное в плане, имеет 691 помещение и 10 двориков. Строение венчает большой купол, окруженный многочисленными отвесными остроконечными шпилями.

Строение Национального собрания. Будапешт

В странах Латинской Америки можно видеть сооружения, имитирующие архитектурные формы, присущие древним американским цивилизациям — инкам, ацтекам и майя.

Эклектицизм

Иногда памятники ретроспективизма и не имели прямого отношения к национальной традиции стран, в которых они возводились. Многие из них имитировали византийский стиль, например церковь Сакр-Кер в Париже. Наряду со строениями, имитирующими какие-то конкретные исторические стили, возводились так называемые эклектические сооружения, то есть такие, которые объединяли элементы совершенно разных стилей.

Тогда как одни архитекторы обращались к прошлому, другие, наоборот, интересовались новыми способами строительства. Они вводили в свои строения все больше стекла и металла. В 1850 г. архитектором А. Лабрустом было возведено первое строение с металлическим каркасом. Это был читальный зал библиотеки святой Женевьевы в Париже. Зал был перекрыт небольшими плоскими куполами, котрые опирались на тонкие чугунные опоры. Не желая отказываться от архитектурных традиций, Лабруст придает опорам вид коринфских колонн, более стройных, чем их сделали из мрамора древние греки.

Церковь Сакр-Кер. Париж

В 1867 г. француз Ж. Монье получил патент на изобретение железобетона, т. е. на применение бетонных конструкций с железной арматурой внутри. Это событие привело к революции в строительстве, предоставило возможность увеличивать проемы, по-разному планировать внутренние помещения.

Париж. Читальный зал Национальной библиотеки. 1862-68 гг План

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика