Канаты пеньковые, хлопчатобумажные и стальные (тросы), стропы и траверсы

Канаты пеньковые и хлопчатобумажные применяют для вспомогательных операций, например, для оттяжек, ручного подъема с помощью блоков либо ручных лебедок. Диаметр блока или барабана ручной лебедки должен быть не менее десятикратного диаметра каната. Напряжение в пеньковых и хлопчатобумажных канатах не должно превышать 50 кг/см2.

Стальные канаты применяют для оборудования грузоподъемных машин, такелажных работ и устройства вант, расчалок, стропов и т. п. Их свивают из высокопрочных проволок диаметром от 0,5 до 2 мм, прочностью на разрыв 140–190 кг/мм2.

Для монтажных работ применяют преимущественно канаты крестовой свивки, состоящей из 6 прядей с числом проволок 19,37 и 61 и пеньковой сердцевины. Канаты обозначаются 6*19+1; 6*37+1 и 6*61 + 1 (ГОСТ 3070–55 и 3071–55). Более жесткие канаты применяют для расчалок, где они не подвергаются изгибу на блоках. Более гибкие употребляют для полиспастов и самые гибкие (6*61 =366 проволок)– для полиспастов и стропов.

Прочность стальных канатов на растяжение рассчитывают по формуле:

где S – наибольшее допускаемое растяжение каната в кг;

p–разрывное усилие целого каната в кг;

k – коэффициент запаса прочности.

Коэффициенты запаса прочности для грузовых и тяговых тросов при различных условиях их работы приведены в таблице 217.

При наличии поверхностного износа проволок число их обрывов, как признак браковки, уменьшается умножением на коэффициент . При уменьшении диаметра проволоки:

на 10% К = 0,85 25% К = 0,60
15% К = 0,75 30% К = 0,50
20% К = 0,70 40% канат бракуется

Коэффициенты запаса прочности для канатов

Назначение канатов Привод грузоподъемной

машины и режим ее работы

Коэффициент запаса прочности К
Грузовые и стреловые Ручной 4,5
Легкий 5,0
Средний 5.5
Машинный тяжелый,

весьма тяжелый и весьма тяжелый непрерывного действия

6,0
Стреловые, являющиеся растяжными 3,5
Ванты и оттяжки мачт, опор и несущие канаты кабельных кранов 3,0
Канаты полиспастов для заякоривания несущих канатов. 6,0
Канаты ручных лебедок, устанавливаемых на различных передвижных механизмах (грузоподъемность в т). 4,0
Канаты лебедок, предназначенных для подъема людей. 9,0
Канаты гельферные. 5,0
Канаты для стропов. 10,0

Таблица 218 — Нормы браковки канатов

Канат крестовой свивки с пеньковым сердечником
Коэффициент запаса 6*19=114 6*37=222 6*61=366
прочности число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат бракуется
До 6 12 22 36
От 6 до 7 14 26 38
Более 7 16 30 40

При рубке каната, чтобы избежать его раскручивания, производят предварительную обмотку мягкой вязальной проволокой с двух сторон от места рубки. Рубку производят обычным кузнечным зубилом на наковальне или стальной плите. Разрешается резать стальной канат с применением газорезки.

Стальные канаты, намотанные на барабаны или в бухтах, хранятся в закрытых сухих помещениях. Для защиты проволок от коррозии и канатов от истирания производят их смазку канатной мазью по ГОСТ 5570–50 или составом: масляный гудрон – 68%, битум марки III – 10%, канифоль – 10%, технический вазелин – 7%, графит – 3% и озокерит (горный воск)–2%. Допускается производить смазку канатов любыми жидкими смазочными маслами.

Инвентарные детали к канатам. Крепление канатов к оборудованию : производят при помощи петли с коушем с устройством заплетки или закрепления конца каната сжимами.

Рис. 74. Сжимы и их расположение:

а – литой сжим; б и в – кованые сжимы; г – правильное расположение сжимов; д – неправильное расположение сжимов.

При заплетке каната у коуша производится пробивка его сначала всеми целыми прядями, затем половинным -числом прядей или всеми прядями половинного сечения.

Наименьшее число пробивок в зависимости от диаметра троса:

диаметр каната в мм пробивка каждой прядью пробивка половинным числом прядей или

всеми прядями половинного сечения

До 15 3 1
От 15 до 28 4 1
28 , 60 5 1

Сжимы ставятся двух типов (рис. 74). Количество сжимов и расстояние между ними приведено в табл. 219.

Сжимы должны быть плотно стянуты, чтобы сжатый поперечник каната составлял не более 0,6 его номинального диаметра. Для лучшего зажатия дужку сжима помещают со стороны короткого конца.

Соединение канатов на прямом участке производят при помощи монтажной скобы или соединительного звена с устройством петли в конце каждого троса, а также сплеткой канатов между собою на длину не менее 40 диаметров. Сращивание канатов внахлестку при помощи сжнмов запрещается (за исключением стропов).

Крюки и карабины
– применяются для подвешивания груза к стропам.

Количество сжимов для канатов

Диаметр каната в мм 17,5 19,5 21,5 24 28 35 37
Количество сжимов в шт 3 4 4 5 5 7 8
Расстояние между сжимами в мм . 120 120 120 150 180 230 250

Блоки
предназначены для подъема и перемещения груза или для изменения направления каната. Блок состоит из одного или нескольких роликов, насаженных на общую ось и заключенных в обойму.

Блоки разделяются на од- норольные и многорольные. Одно — рольные блоки используют как отводные или для подъема легких элементов конструкций ручными лебедками. Многорольные блоки применяют для подъема более тяжелого груза. На монтажных работах наиболее часто применяют однорольные и двухрольные блоки грузоподъемностью от 3 до 15 т (рис. 75). Для уменьшения трения между телом ролика и осью устанавливают втулку из бронзы или антифрикционного чугуна, а в многорольных блоках – шариковые или роликовые подшипники.

Захватные приспособления применяют для подъема, перемещения и установки конструктивных элементов. К ним относятся: стропы, различные траверсы, захваты и т. п.

Стропы
применяют для подвешивания поднимаемого груза к крюку или серьге грузоподъемного механизма.

При производстве монтажных работ применяют: бесконечный строп в виде петли длиною от 8 до 15 м; облегченный строп с заделанными концами, с крюками или карабинами на концах; полуавтоматический строп. На рис. 76 показаны стропы, а также коуши, крюки и карабины, на рис. 77 – полуавтоматический строп.

При подборе стропов без расчета можно пользоваться данными табл. 220.

Рис. 75. Двухрольный блок:

1 – ролик; 2 – ось; 3 – обойма; 4 – стяжные болты; 5 – распорные трубки; 6 – проушина; 7 – грузовой крюк.

Углы наклона ветвей стропа к вертикали определяют, исходя из того, что при известном весе груза P натяжение каждой ветви стропа будет равно:

где S – число ветвей стропа; ? – усилие в каждой ветви; К – коэффициент.

При угле наклона ветви а =0°, 30, 45° и 60° коэффициент К соответственно равен 1; 1,15; 1,42; 2.

Рис. 76. Стропы из троса:

а — бесконечный строп и пример увязки бесконечным стропом; б – строп с коушами; в – строп с коушем и крюком; г – строп с коушем и карабином; д – коуш; е – карабин.

Рис. 77. Полуавтоматический строп:

1 – щеки; 2 – распорка; 3 – подвижной штифт; 4 – втулка; 5 – планка;

6 тросик; 7 – пружина; 8— фиксатор; 9 – паз; 10 – кольцо фиксатора;

11 – палец; 12 – тросовый строп.

Универсальная траверса ВНИОМС снабжена двумя блоками, шарнирно подвешенными к балке и свободно вращающимися на своих осях. Траверса предназначена для монтажа плоскостных конструкций, строповка которых должна производиться за 4 точки и более (рис. 78), грузоподъемность траверсы до 5 т, вес до 125 кг.

Траверса для пакетного подъема крупноразмерных железобетонных плит предназначена для одновременного подъема 3 плит. Она состоит из металлической балансирной фермы и двух балансирных балок. На концах каждой балки подвешено по три пары стропов с карабинами или крюками на концах. Расстроповка поднятых элементов производится поочередно после установки на место каждого из них. Грузоподъемность траверсы –до 6 г, вес –475 кг.

Рис. 78. Универсальная траверса:

а – конструкция траверсы; б, в, г и д – применение траверсы при подъеме сборных элементов; е — скоба; 1 — балка; 2 — блок; 3 — трос; 4 — стопор блока; 5 – стопор троса.

Таблица 221 — Подбор стропов из стального каната

Вес поднимаемого груза в т При вертикальном

расположении стропов (отвесно)

При расположении концов стропа под углом (отношение высоты к длине)
двухкоицевые стропы четырехконцев. стропы
в 1

конец

в 2

конца

в 3 конца 1 : 1 1 : 1.5 1 : 2 1 : 1 1 : 1,5 1:2
Необходимый диаметр каната в мм
1 17,5 11 11 13 13 13,5 11 11 11
2 22 17,5 15,5 17,5 19,5 19,5 15,5 15,5 15,5
3 28 19,5 17,5 22 22 25 17,5 19,5 19,5
5 25 22 28 28 30 22 22 25
8 33,5 28 33,5 28 30 3.0
10 30 30 .33,5

На рис. 79 показана траверса для подъема ферм за 4 точки.

Рис. 79. Траверса для подъема фермы за 4 точки: 1 – ферма; 2 – строп; 3 – ролик; 4 – тросик для расстроповки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector