Фракция щебня под подушку для плитки

Технология укладки

Первое, с чего нужно начать, это с разметки территории. Для этого нужно ответить самим себе на следующие вопросы:

куда делать водоотвод воды?
какую нагрузку будут нести на себе проектируемые Вами дорожки?

Водоотвод воды — это основной из вопросов, который надо решить в самом начале. Во-первых, проектируйте свои дорожки так, чтобы был уклон. Уклон следует задавать из расчета 1 метр на 1 сантиметр.

Уклон можно делать как продольный, так и поперечный, в зависимости от общего ландшафта территории. Водоотвод воды можно делать как в дождеприемные лотки, так и просто на газон.

Во-вторых, планируйте, чтобы верх Вашей плитки был на 1 сантиметр выше Вашего газона. Это нужно для того, чтобы вода с плитки уходила на газон, а не наоборот, в противном случае Ваша плитка всегда будет грязной.

Нагрузка на дорожки. От того, какую нагрузку будут нести создаваемые Вами дорожки, будет зависеть то, какое основание нужно под них сделать.

  1. Пешеходные дорожки. Под пешеходные дорожки допустимо устройство основания только из песка.
  2. Площадка под машину. Для площадки под машину основания из песка недостаточно, необходимо создать более жесткую основу. Этого можно добиться двумя способами: либо залить основание из бетона, либо сделать его из щебня.

Итак приступаем, к процессу укладки тротуарной плитки

Первое, с чего начинаем — это выбираем грунт и начинаем готовить основание.

Для создания ровной поверхности в процессе укладки плитки воспользуйтесь направляющими

Если Вы готовите основание под пешеходные дорожки и решили сделать основание только из песка, то Вам небходимо сделать песчаную подушку толщиной минимум 20 см, уплотнить ее, и далее можно приступать к процессу укладки плитки.

Если Вы делаете основание под машину, то нужно знать следующее:

Если Вы решили заливать бетон, то помните, что бетон надо, во-первых, армировать, а, во-вторых, под ним обязательно надо делать песчаную подушку толщиной 15-20 см, в противном случае из-за хождения грунтов бетон может порвать, и Ваша площадка будет иметь не самый лучший вид; толщину бетона следует делать не меньше 10 см. Если Вы решили воспользоваться щебнем, то делать песчаную подушку тоже придется толщиной 15-20 см, ее следует уплотнить, дальше насыпается щебень толщиной от 10 до 20 см, в зависимости от того, какую нагрузку будет нести ваша плитка. Лучше использовать щебень фракции 5-20 (щебень более крупной фракции сложней уплотняется). Щебень также следует уплотнить, и Ваше основание готово. Для уплотнения основания лучше всего воспользоваться виброплитой. Далее остается сделать только подушку под плитку и, собственно, можно приступать к процессу укладки самой плитки.

Подушку под плитку, можно сделать из песка, сухой смеси или гранитного отсева. Толщина этой подушки должна быть 3-5 см. Не стоит делать эту подушку толще, так как это приведет к образованию колеи на Вашей плитке. Подушку также следует тщательно уплотнить.

Это важно! После того, как процесс укладки плитки завершен, необходимо заполнить швы между плитками. Это нужно для того, чтобы вода не попадала под плитку. В противном случае плитку будет постоянно подмывать.

Заполнять швы можно либо песком, либо сухой смесью. Но нужно помнить, что сухая смесь подходит только для серой плитки, заполнять швы на цветной плитке сухой смесью НЕЛЬЗЯ, сухая смесь делает цветную плитку серой!

Все права защищены © 2012—2021

Работаем по Москве и Московской области: Апрелевка, Балашиха, Бронницы, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Голицыно, Дзержинский, Дмитров, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Красногорск, Краснознаменск, Кубинка, Куровское, Ликино-Дулёво, Лобня, Лосино-Петровский, Луховицы, Лыткарино, Люберцы, Можайск, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Озёры, Орехово-Зуево, Павловский,Посад, Пересвет, Подольск, Протвино, Пушкино, Пущино, Раменское, Реутов

Источник статьи: http://xn—-htb2akfm.xn--p1ai/trotuarnaya-plitka/texnologiya-ukladki.html

Подушка под тротуарную плитку: особенности изготовления

При укладке плитки необходимо соблюдение определённой технологии, без которой процесс будет попросту неэффективным. Нужно помнить много существенных нюансов, но без корректно сделанной подушки под тротуарную плитку всё покрытие станет недостаточно долговечным. Есть несколько подходов к её изготовления, с которыми следует ознакомиться подробнее.

Разметка дорожек и площадок

Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:

  • месторасположение;
  • уклон в направлении от строений;
  • нагрузка на поверхность (пешеходы, автотранспорт);
  • конфигурация (условия для безопасного проезда автотранспорта).

Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.

Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.


Схема фундамента под тротуарную плитку

Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.

Удаление верхнего слоя грунта

С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.

Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.

Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.

Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.

Подушка из щебня и монтаж бордюров

На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.


Схема устройства основания под тротуарную плитку

Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.

После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.

Дорожные одежды с покрытием из тротуарной плитки классифицируются в зависимости от нагрузок:

  • класс N1
    — рассчитаны только на пешеходные нагрузки;
  • класс N2
    — рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда уборочной техники массой до 3,5 тонн;
  • класс N3
    — рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда крупной тротуароуборочной техники с осевой нагрузкой меньшей или равной 5 тонн/ось.
  • автомобильные дороги IV (4) категории
    — рассчитаны на нагрузку от транспортных средств с нагрузкой на ось 100 кН и на колесо 50 кН.

При мощении загородного участка следует руководствоваться правилами устройства основания для дорожных одежд классов нагрузки N1 и N2

. Монтаж мощения начинается с разбивки участка для выставления высот и определения уровней мощения.

Во избежание застоя дождевой воды необходимо задавать уклоны на мощение — минимум 1см на метр погонный

На первом этапе подготовки основания производится выемка грунта

при необходимости и обратная засыпка участка песком с помощью экскаватора. Поверх уложенного песчаного грунта
укладывается универсальный геотекстиль плотностью 150 грамм на м2
. Эта мера необходима для сохранения целостности уложенного впоследствии пирога при колебании уровня грунтовых вод. Геотекстиль укладывается с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см.

По периметру мощения устанавливаются бордюры

для разделения границ между дорожкой и газоном. Еще одна функция бордюра — предотвращать расползание тротуарной плитки. Бордюр устанавливается по краям пирога основания на бетонный раствор (рекомендуется бетон класса В15) и закрепляется им же по торцам.

Далее производят отсыпку гранитным щебнем способом «от себя» без заезда на открытое полотно

. Наиболее подходящая фракция гранитного щебня в данном случае – 20-40 мм. Отсыпанный щебень распределяется равномерно по периметру площадки и разравнивается граблями.

После этого производится предварительное уплотнение материала с помощью виброплиты массой 90-120 кг

, расклиновка его более мелкой фракцией щебня со средним размером зерен 5-10 мм и повторное уплотнение. Оптимальная толщина щебеночной подушки для пешеходной зоны составляет 15 см, в случае автомобильного мощения – 25 см. В общем плане выбор толщины слоя щебня зависит напрямую от стабильности грунтов и проектируемых нагрузок. Послойное уплотнение щебня создает специальную прослойку, тем самым препятствуя “протеканию” верхних слоев пирога в нижележащие слои дорожной одежды.

После тщательной трамбовки слоев основания формируется подстилающий слой из песка (пески средние и мелкие II класса по ГОСТ 8736)

. В некоторых случаях, когда имеют место слабые, пучинистые грунты и есть вероятность просадок,
можно использовать подстилающий слой из гарцовки
(цементно-песчаной смеси без добавления воды). Преимущество гарцовки в данном случае будет состоять в том, что она обеспечит более стабильное основание и, в то же время, будет пропускать воду в щебень и грунт.

Подстилающий слой также необходимо утрамбовать и выровнять по маякам

для достижения равномерной толщины поверхности. Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть 3-5 см для всех серий тротуарной плитки толщиной до 12 см.

Монтаж тротуарной плитки производится непосредственно на песок

(гарцовку). Принцип монтажа зависит от типоразмера тротуарной плитки и выбранного рисунка укладки. Когда вся плитка смонтирована, необходимо просыпать и промести щеткой швы сухим сеяным кварцевым песком. Сухой песок в отличии от мокрого будет просыпаться на всю глубину шва, что избавит вас от повторного прометания.

Заключительным этапом является трамбовка плитки виброплитой через резиновую подушку

, что позволяет выровнять все неровности плитки, и на выходе получить качественное равномерное покрытие.

Принципиальная схема пирога под тротуарную плитку (дорожки на участке, отмостка, зона отдыха) выглядит следующим образом:

  • тротуарный камень толщиной 40-60 мм,
  • монтажный (подстилающий слой) толщиной в уплотненном состоянии 30-50 мм, изготовленный из цементно-песчаной смеси (гарцовки) или песка.
  • швы, заполненные песком или раствором на основе вяжущих.

Рекомендуем также посмотреть видео укладки тротуарной плитки, подготовленное специалистами по благоустройству:

Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки

Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.


Подушка под тротуарную плитку укладывается в три слоя

Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.

Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.

Основание для укладки

Перед тем, как начать монтаж, нужно правильно выбрать вид основания. Это позволит добиться нужного уровня прочности и устойчивости поверхности. Подушка под тротуарную плитку может быть создана из:

Если вы хотите, чтобы мастерами была выполнена укладка тротуарной плитки – цена работы указана на сайте.

  • Песка. Вариант оптимален при обустройстве простой пешеходной аллеи, расположенной в саду и не предназначенной для регулярного использования.
  • Песка и щебня. Такая «подложка» применима при покрытии основной части двора или дорожки, ведущей с улицы к дверям дома.
  • Отсева. Вариант позволяет получить довольно прочное основание.
  • Песчано-цементной смеси. Используется при создании мест движения или стоянки автомобилей возле частных домов, а также в местах с не интенсивным движением.
  • Бетона. Такой материал позволяет добиться максимальной прочности наземного полотна. В тоже время предполагает наибольшую степень материальных затрат. Выбирается при строительстве дорог или городских парковок.

Если вы планируете создать обычную садовую дорожку, но на участке проблемная почва – лучше используйте песчано-щебеночную основу. Это позволит повысить качество водопоглощения.

Область использования указана примерно – часто случается, что под стоянку укладывают один песок или же монтируют плиточные элементы садовой дорожки на бетон. Каждый выбирает вариант по своему «вкусу».

Укладка брусчатки

После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.


Схема укладки брусчатки

При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.

Зачем нужна

Люди порой задаются вопросом, нужна ли такая подушка для укладки тротуарной плитки вообще, либо это просто устаревшая технология, применяемая по старинке. На деле она имеет важное функциональное практическое значение. Она играет роль фильтра, предотвращающего поднятие воды. Если бы не было этой прослойки, влага бы поднималась по вверх и образовывала бы высолы, кристаллизовалась, вела бы к постепенному разрушению конструкции. Дополнительная защита как бы отсекает движение воды, обеспечивая безопасность верха. С ней тротуар будет в хорошем состоянии на протяжении значительного промежутка времени.

Обустройство швов тротуарной плитки

Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.

Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.

Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.


Забивать кладку в песок можно и с помощью обычного молотка

Источник статьи: http://strop-snab.ru/konstrukcii/podushka-pod-bruschatku.html

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия