Исчезновение или появление новой стенки внутри сооружения уже не угрожали ее прочности, ведь она держалась на железном каркасе. Но на протяжении длительного времени новый способ строительства не был осмыслен с эстетической стороны. Конструктивные детали скрывались внутри сооружения, а декоративные элементы делали в эклектическом стиле. Архитектурный стиль, в котором использовали новые конструктивные принципы, охотно обращаясь при этом к старым декоративным средствам, получил название модерн, что в переводе означает «современный». В памятниках этого стиля композиция, как правило, не является симметричной.
Париж. Читальный зал Национальной библиотеки. 1862-68 гг
А. Щусев. Казанский вокзал в Москве. 1913-26 гг Фрагмент фасада
Ведущую роль играет интерьер. Внутренняя планировка помещений определяет внешний вид строения. Модерн — это архитектура домов, в которых прежде живут, а потом любуются ими извне. Однако это не означает, что внешний вид дома не важен и его можно оставить без украшений. Напротив, архитекторы периода модерн широко используют всевозможные орнаменты и разноцветные мозаики, украшают свои произведения небольшими башнями и колоннами. Часто великолепными памятниками модерна бывают доходные многоквартирные дома, вокзалы, здания банков. В разных странах стиль модерн имеет свои отличия. Он более прихотлив в Испании и более строгий и суровый в Англии. Очень популярным был этот стиль в России. Памятниками русского модерна являются строения Казанского и Ярославского вокзалов в Москве.
А. Щусев. Казанский вокзал в Москве. 1913-26 гг
В этом же городе можно видеть чудесные особняки, созданные выдающимися архитекторами модерна Ф. Шехтелем и А. Щусевым. Богат образцами этого стиля и Киев. Среди достопримечательностей — знаменитый Дом с химерами архитектора В. Городецкого. Он был построен около 1900 г. Дом украшают скульптуры, изображающие различных экзотических животных. Здесь и огромные лягушки, и жирафы, и носороги, и пантеры, и орлы. Водосточные желоба оформлены как главы слонов с длинными хоботом. Все скульптурные украшения дома изготовлены из цемента и являются своеобразной рекламой возможностей этого материала.
Наиболее ярким представителем английского модерна считают Ч. Макинтоша. Построенное им здание художественного училища в шотландском городе Глазго имеет строгий вид и даже аскетичен. Оно совсем не похоже на нарядные сооружения русского, а тем более испанского модерна.
Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского. 1903
Ф. Шехтель. Особняк на Большой Садовой улице в Москве. 1907 09рр.
Дом с химерами в Киеве архитектора Городецкого
В начале XX в. модерн переходит в стадию конструктивизма. Между двумя этими стилями нет четкой границы, она является достаточно условной. Однако можно сказать, что к модерну относятся те сооружения, которые были построены по новым технологиям, связанным с освоением бетонных и металлических конструкций, но в своем эстетическом оформлении сохраняли черты прошлого. Памятниками конструктивизма можно считать такие сооружения, в которых металлические и бетонные конструкции имеют не только техническую, но и эстетическую нагрузку.
Конечно, попытки создать эстетику, которая отвечала бы новым средствам строительства, делались и в течение XIX в. Первым образцом такой попытки является «Хрустальный дворец», построенный на всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. архитектором Д. Пэкстон. Площадь дворца в двенадцать раз превышала площадь собора святого Петра в Риме. Каркас был собран из стандартных чугунных конструкций. Стеклянные стены дворца не прятали каркас, и он выполнял, кроме конструктивных, еще и эстетические функции.
Каркасы сооружений имели эстетическую нагрузку в построенных во второй половине XIX в. зданиях вокзалов в Париже и Лондоне. В 1889 г. в центре Парижа по проекту инженера Густава Эйфеля была построена знаменитая башня, названная его именем. Высота сооружения достигает 312 м. Она была смонтирована из готовых стальных элементов. Правда, не все были в восторге от этого произведения инженерного искусства. Некоторые, даже очень образованные люди считали, что башня уродует Париж. Но прошли годы, и сейчас силуэт Эйфелевой башни для многих стал символом французской столицы. В массовом сознании ей даже уступили Лувр и собор Парижской Богоматери. Но в полной мере новые строительные средства были осмыслены лишь в XX в.