Архитектурный модерн

Исчезновение или появление новой стенки внутри сооружения уже не угрожали ее прочности, ведь она держалась на железном каркасе. Но на протяжении длительного времени новый способ строительства не был осмыслен с эстетической стороны. Конструктивные детали скрывались внутри сооружения, а декоративные элементы делали в эклектическом стиле. Архитектурный стиль, в котором использовали новые конструктивные принципы, охотно обращаясь при этом к старым декоративным средствам, получил название модерн, что в переводе означает «современный». В памятниках этого стиля композиция, как правило, не является симметричной.

Париж. Читальный зал Национальной библиотеки. 1862-68 гг

А. Щусев. Казанский вокзал в Москве. 1913-26 гг Фрагмент фасада

Ведущую роль играет интерьер. Внутренняя планировка помещений определяет внешний вид строения. Модерн — это архитектура домов, в которых прежде живут, а потом любуются ими извне. Однако это не означает, что внешний вид дома не важен и его можно оставить без украшений. Напротив, архитекторы периода модерн широко используют всевозможные орнаменты и разноцветные мозаики, украшают свои произведения небольшими башнями и колоннами. Часто великолепными памятниками модерна бывают доходные многоквартирные дома, вокзалы, здания банков. В разных странах стиль модерн имеет свои отличия. Он более прихотлив в Испании и более строгий и суровый в Англии. Очень популярным был этот стиль в России. Памятниками русского модерна являются строения Казанского и Ярославского вокзалов в Москве.

А. Щусев. Казанский вокзал в Москве. 1913-26 гг

В этом же городе можно видеть чудесные особняки, созданные выдающимися архитекторами модерна Ф. Шехтелем и А. Щусевым. Богат образцами этого стиля и Киев. Среди достопримечательностей — знаменитый Дом с химерами архитектора В. Городецкого. Он был построен около 1900 г. Дом украшают скульптуры, изображающие различных экзотических животных. Здесь и огромные лягушки, и жирафы, и носороги, и пантеры, и орлы. Водосточные желоба оформлены как главы слонов с длинными хоботом. Все скульптурные украшения дома изготовлены из цемента и являются своеобразной рекламой возможностей этого материала.

Наиболее ярким представителем английского модерна считают Ч. Макинтоша. Построенное им здание художественного училища в шотландском городе Глазго имеет строгий вид и даже аскетичен. Оно совсем не похоже на нарядные сооружения русского, а тем более испанского модерна.

Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского. 1903

Ф. Шехтель. Особняк на Большой Садовой улице в Москве. 1907 09рр.

Дом с химерами в Киеве архитектора Городецкого

В начале XX в. модерн переходит в стадию конструктивизма. Между двумя этими стилями нет четкой границы, она является достаточно условной. Однако можно сказать, что к модерну относятся те сооружения, которые были построены по новым технологиям, связанным с освоением бетонных и металлических конструкций, но в своем эстетическом оформлении сохраняли черты прошлого. Памятниками конструктивизма можно считать такие сооружения, в которых металлические и бетонные конструкции имеют не только техническую, но и эстетическую нагрузку.

Конечно, попытки создать эстетику, которая отвечала бы новым средствам строительства, делались и в течение XIX в. Первым образцом такой попытки является «Хрустальный дворец», построенный на всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. архитектором Д. Пэкстон. Площадь дворца в двенадцать раз превышала площадь собора святого Петра в Риме. Каркас был собран из стандартных чугунных конструкций. Стеклянные стены дворца не прятали каркас, и он выполнял, кроме конструктивных, еще и эстетические функции.

Каркасы сооружений имели эстетическую нагрузку в построенных во второй половине XIX в. зданиях вокзалов в Париже и Лондоне. В 1889 г. в центре Парижа по проекту инженера Густава Эйфеля была построена знаменитая башня, названная его именем. Высота сооружения достигает 312 м. Она была смонтирована из готовых стальных элементов. Правда, не все были в восторге от этого произведения инженерного искусства. Некоторые, даже очень образованные люди считали, что башня уродует Париж. Но прошли годы, и сейчас силуэт Эйфелевой башни для многих стал символом французской столицы. В массовом сознании ей даже уступили Лувр и собор Парижской Богоматери. Но в полной мере новые строительные средства были осмыслены лишь в XX в.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия