Где находится Стоунхендж? Фото и план древнего храма и обсерватории

Едва ли не самым известным в мире мегалитические памятником является так называемый Стоунхендж, который возведен на Солсберийский равнине в Великобритании. Его название в переводе означает Нависающие Камни. Имеет он и более поэтическое название — Танец Великанов. Это величественное сооружение в течение многих веков возбуждало воображение многочисленных исследователей, поэтов и мифотворцев.

Популярная в средние века легенда рассказывает, что огромные каменные глыбы были перенесены из Ирландии и установлены в Солсбери волшебником Мерлином во времена, предшествовавшие славному правлению полусказочного короля Артура. Якобы волшебник установил камни на том месте, где были по — предательски убиты завоевателями с континента британские вожди. В некоторых вариантах легенды говорится, что многотонные глыбы сами двигались и возводились под звуки арфы, на которой играл Мерлин. Сюжет о различных возводимых с помощью волшебной музыки строениях, является очень распространенным. Считается, что в нем нашел отражение тот факт, что большие грузы можно было сдвинуть только благодаря очень слаженным ритмичным действиям.

Итак древние строители использовали доступные им механизмы и работали в ритме, который задавал арфист. Кстати, и в мистическом средневековье были люди, которые не очень верили, что знаменитый Мерлин полагался только на магию. Писатель XII в. Гальфрид Монмутский, например, переводя уже известную нам легенду о перевозке Танка Великанов из Ирландии, утверждал, что после того как 15 000 британцев потерпели неудачу, сделав попытку перенести глыбы на свои корабли, мудрый Мерлин приказал установить специальные машины. После этого британцы легко справились с работой.

Фото Стоунхендж с воздуха

Фото Стоунхендж с воздуха
Стоунхендж с воздуха

Однако в XVII-XVIII ст. большинство тех, кто интересовался Стоунхенджем, уже не верила, что его построил Мерлин. Происхождение исполинского сооружения стали связывать с друидами — служителями таинственной древней религии, правившие в Британии еще до того, как ее захватили римляне. Впрочем, как установили современные археологи, действительность оказалась более увлекательной, чем таинственные легенды. Танец Великанов не могли свести ни легендарный Мерлин, ни друиды. Во времена Мерлина (V ст.. Н. э.) уже никто не помнил его строителей. Он был невероятно старым уже тогда, когда в Британии появились первые друиды (где-то V в. До н. Э). Археологи утверждают: строительство Стоунхенджа началось еще в каменном веке и имело несколько этапов. Его начало некоторые из ученых относит к ХХУИИИ ст. до н. э. Основные сооружения были возведены в период 1900 -1600 гг. е.

План Стоунхенджа по археологическим данным

Кто их строил, на каком языке они говорили, в каких богов верили, обо всем этом сейчас узнать невозможно. Но ясно одно: они были удивительно умелыми инженерами и незаурядными астрономами, потому Стоунхендж — это не что иное, как огромный прибор для наблюдения за небесными телами.

Какой же вид имеет этот удивительный памятник? Он расположен на плоской равнине, где ничто не заслоняет горизонта. Древнейшая его часть представляет собой неглубокий ров с двумя земляными валами по бокам. Он образует правильный круг около 115 м в диаметре. Вероятно, что ров не имел самостоятельного значения, а служил карьером, из которого добывали материал для валов. Внешний вал ниже и узкий внутреннего. Его высота составляет примерно 0,5-0,8 м, ширина — 2,5 м. Внутренний вал был насыпан из мела, которой очень богатую почву Солсбери. Видимо, в древности вал имел ослепительно белый цвет. Ширину он 6 м и 1,8 м высотой. На северо-востоке круг разорван и образует десятиметровый проход. Если встать в центр круга в день летнего солнцестояния, то именно в этом промежутке видно, как солнце появляется из-за горизонта. Продолжив линию от центра к выходу за пределы круга еще на 30м, наталкиваешься на огромную каменную глыбу, которая была установлена сдесь древними строителями. Ее верхушку видно из центра на уровне горизонта, солнце восходит почти прямо над ней. Глыба высотой 6 м и весом около 35 т необработанная и имеет неправильную форму. В середине круга были установлены еще четыре глыбы разной формы. Две из них не сохранились. Они образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого перпендикулярны оси центр — восход солнца, а короткие — параллельны этой оси. Кроме того, в древнейшие времена существования Стоунхенджа вдоль внутренней стены вала были выкопаны небольшие ямки, всего 56. Они разные по размеру, но тоже образуют правильный круг и расположены на равном расстоянии друг от друга. Вскоре после того, как они были выкопаны, их снова засыпали мелом. В некоторых ямках встречаются обгоревшие человеческие кости. Видимо, Стоунхендж был не только обсерваторией, но и местом захоронения.

Население Британских островов успело существенно измениться, когда строительство Танка Великанов было возобновлено. Новые зодчие возвели в святилище два концентрических круга из каменных глыб голубоватого цвета, каждая из которых весила около 5 т. прежнему круга были разорваны на северо-востоке, и в этот промежуток можно было видеть установленный за валом камень, а в конце короткой за год ночи — восход солнца.

Строительство было завершено около 1500 г. до н. е, когда каменный век уже был позади и в Британии начиналась эпоха бронзы. Зодчие бронзового века начали свою деятельность с того, что разобрали сведено предшественниками круг с голубоватых камней. На его месте они построили другое сооружение. Она также представляла собой круг из вертикально поставленных каменных глыб, но на этот раз глыбы были обработаны металлическими инструментами, а сверху были заключены каменные перемычки, чтобы сделать кольцо сплошным. Каменная перемычка нависала и над входом, но здесь промежуток между двумя соседними колоннами был больше и образовывал прямоугольную пройму. Самое интересное, что в этой новой постройке глыбы были обработаны так, чтобы уничтожать естественный эффект перспективы. Те, которые служили колоннами, немного расширялись кверху. Это давало иллюзию абсолютной вертикальности. Стоячие камни были украшены специальными выступами, а положенные сверху — углублениями, что обеспечивало прочность сооружения. Между прочим, такой прием более характерен для деревянного строительства, и в настоящее время стало известно, что в Стоунхенджа были деревянные прототипы. Еще ближе к центру художники бронзового века построили гигантскую подкову, открытую на северо-восток. Она состояла из пяти трилитов. Трилит — это особый термин, который придумали для обозначения этих сооружений. Он означает два камня, поставленные рядом и покрыты, как крышей, третьим. Крупнейший из трилитов Стоунхенджа расположен напротив входа. Его высота достигает 8,7 м, а глыбы, которые его составляют, весят около 50 т.

С голубоватых камней, которые использовали предшественники последних строителей, была сооружена еще одна подкова, в середине первой, и ее составляли не трилиты, а обычные стоячие камни. Разумеется, в наше время далеко не все камни Стоунхенджа находятся на том месте, где их установили древние строители. Некоторые из них совсем исчезли, начальное расположение других не удается установить. Кроме того, в ансамбль этого памятника включены многочисленные насыпи, ямы и канавы, о которых мы здесь не упоминаем, но которые очень интересные и важные с точки зрения археолога или астронома. Но в этой небольшой статье мы лишь попытались дать представление о том, как строили Стоунхендж. У нашего читателя возникло, наверное, много вопросов. На них он сможет получить ответы в книгах, специально посвященных этой теме.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия