Алюминиево-марганцовистый сплав
Алюминиево-марганцовистый сплав (АМц) хорошо сваривается и хорошо сопротивляется коррозии. При изготовлении деталей из этого сплава посредством загибки, выколотки и т. д. его надо отжигать при температуре 350-380 в селитровых ваннах в течение 30-40 мин., а в воздушных электрических печах — в течение 1-2 часов, а затем охлаждать в воде. Температура плавления сплава 657°.
На поверхности листов нельзя допускать крупных дефектов: пузырей, плен, глубоких царапин, вмятин, закатов, грязи. Единичные поверхностные пузырьки, царапины, вмятины, риски можно удалять путем зачистки их в пределах допусков на толщину материала.
Магниевые сплавы
Магниевые сплавы типа электрон, применяемые в самолетостроении, содержат примерно 90% магния и 10% прочих металлов, из которых основным является алюминий, марганец и цинк. Благодаря содержанию марганца при коррозии сплава образуется поверхностный слой, предохраняющий металл от распространения коррозии в глубину.
Недостатком магниевых сплавов является легкая окисляемость их под действием влажного воздуха, вследствие чего на поверхности появляется пленка окислов, разъедаемая некоторыми газами и солями. Поэтому для защиты магниевых сплавов от коррозии их погружают в ванны с двухромовокислыми солями. Кроме того, магниевые сплавы легко воспламеняются.
Электрон в виде листов, лент, труб и профилей применяют для изготовления обтекателей, лонжеронов, нервюр и других частей самолетов.
Медные сплавы
Медь — металл розовато-красноватого цвета, очень пластичный, поддающийся ковке и хорошо проводящий электрический ток и тепло. Температура плавления меди 1083 . На воздухе медь медленно покрывается слоем окислов; в сыром воздухе покрывается налетом углекислоты зеленого цвета.
Медь хорошо поддается прессованию, выдавливанию, вытягиванию, сварке и паянию. При холодной обработке медь наклепывается и становится твердой и хрупкой; наклеп устраняется отжигом. В самолетостроении медь применяют в виде листов, лент, прутков и труб.
Латунь — сплав меди с цинком. Температура плавления латуни 800-900°. При холодной обработке латунь нагартовывается. Для устранения нагартовки и облегчения дальнейшей обработки латунь отжигают три температуре 650-700°.
Во влажном воздухе латунь окисляется меньше, чем сталь.
Из листовой латуни изготовляют фланцы, штуцеры и другие детали.
Олово — мягкий тягучий металл белого цвета, весьма устойчивый против коррозии. Олово поставляют в виде чушек, листов и прутков; применяют его, главным образом, для лужения жести, а также для получения сплавов и припоев.
Стальные сплавы
Мягкая углеродистая сталь марки OM идет на изготовление неответственных деталей. Эта сталь поступает на завод в виде листов, проволоки и прутков. Из прутков углеродистой стали изготовляют нормали (болты, гайки, винты и т. д.).
Мягкая сталь марки M применяется в виде листов и труб. Из листового материала изготовляют детали сварных узлов самолета, а из труб — различные сварные конструкции.
Сталь хромомолибденовая листовая отличается высокими механическими свойствами и легкой свариваемостью. Для закалки ее нагревают до 870-890°, выдерживают три этой температуре 10-40 мин. (детали толщиной до 10 мм) и охлаждают в масле или теплой воде с температурой до 30-40°.
Эта сталь поступает на завод в виде листов, лент, прутков, поковок и труб. Листы из хромомолибденовой стали марки 30ХМА выпускают толщиной от 0,3 до 4,0 мм.
Хромансиль
Сталь хромансиль (хромо-марганцево-кремнистая) широко применяется в самолетостроении. Термическая обработка хромансиля не представляет особых трудностей; для закалки сталь нагревают до 870-890 , а затем охлаждают в воде с температурой 20°. По технологическим качествам хромансиль значительно превосходит хромомолибденовую сталь. Обработка хромансиля в цехе почти ничем не отличается от обработки углеродистой стали. Хромансиль хорошо куется, штампуется и легко сваривается.
Хромансиль поступает в виде листов и труб. Листы из стали хромансиль марки 30ХГСА выпускают толщиной от 0,3 до 4 мм.
Нержавеющая сталь обладает высокой устойчивостью против коррозии. Нержавеющая жароупорная сталь марки ЭЯ1Т отличается также сопротивляемостью высоким температурам и поддается газовой и электроконтактной сварке.
Нержавеющую сталь в самолетостроении применяют в виде листов и лент, выпускаемых толщиной от 0,1 до 4 мм.