Архитекторы эпохи возрождения

В эпоху Возрождения все античное (греческое и римское) архитектурное наследие тщательно изучается. Опять находят применение ордера, забытые за долгие века средневековья. Архитекторы Ренессанса пытаются пойти еще дальше, чем античные мастера, и разработать идеальные пропорции для каждого ордера. Они измеряют отдельные детали самых древних памятников, пытаясь установить их средние размеры и пропорции и таким образом создать модель идеального архитектурного сооружения.

Фотография собора Санта Мария дель Фиоре (вид сверху)

Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. Колонна тосканского ордера должна была иметь высоту 14 собственных радиусов, дорического — 16 ионического — 18 коринфского и композитного 20. Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения. Размеры, которые рассчитал Виньола, не соответствуют ни одному из реально существующих памятников античности. Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение.

Но возвращение мастеров Возрождения к античному наследию было в определенной степени условным. Эпоха ставила новые требования и практическое назначение новых сооружений отличалось от античных. Поэтому другими были и конструктивные принципы, влияние греческого и римского искусства ощущалось прежде всего в декоративных деталях.

Характерным признаком эпохи Возрождения является предоставление большого значения авторству любого произведения, в том числе и архитектурного.

Имена древних и средневековых строительных мастеров известны нам часто случайно, благодаря стечению обстоятельств. Архитектурные произведения Ренессанса помнят по именам их создателей.

Фото собора Санта Мария дель Фиоре (Флоренция)
Флоренция. Собор Санта Мария дель Фиоре

Основателем архитектуры итальянского Ренессанса считается Филиппо Брунеллески. Под его руководством был построен купол флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре, диаметр которого составляет 42 м. Сам собор был возведен раньше, в готический период. Чтобы достичь стилистического единства, архитектор придал куполу определенную стрельчатость. Купол составляют две параллельные оболочки, обеспечивающие его прочность. Другим знаменитым произведением Брунеллески является часовня семьи Пацци — прямоугольное в плане сооружение, которое украшает лоджия, ограниченная портиком на шести колоннах коринфского ордера. Брунеллески возвел во Флоренции также строение детского приюта, так называемый Оспедале дель Иноченте. Это невысокое сооружение имеет два этажа. В простой снаружи архитектуре приюта нет никаких признаков готики. Первый этаж украшен аркадой. Каждая арка в первом этаже соответствует небольшому прямоугольному окну во втором. Это создает простой и четкий ритм, который является характерным признаком архитектуры Ренессанса. Одной из достопримечательностей, созданных Брунеллески, считается церковь Сан-Лоренцо. Вытянутое в плане сооружение разделено на три нефа, образованные колоннами коринфского ордера. Центральный неф перекрыт плоской крышей.

Фото купола собора Санта Мария дель Фиоре (Флоренция)
Флоренция. Купол собора Санта Мария дель Фиоре

Еще одним выдающимся представителем раннего Ренессанса был Альберти. Под его руководством в Флоренции был построен дворец Ручеллаи. Строение имеет три этажа, четко отделены друг от друга в фасаде. В более ранних постройках такое отделение, типичное для Ренессанса, осуществлялось с помощью камня разной фактуры. Альберти достиг такого же эффекта, применяя для разных этажей различные ордера. В архитектуре дворца Ручеллаи полностью отсутствует стрельчатость. Перемычки над окнами везде имеют полукруглую форму.

Фото Палаццо Ручеллаи Флоренции. 1446-51 гг
Палаццо Ручеллаи Флоренции. 1446-51 гг
Рисунок фасада палаццо Ручеллаи во Флоренции. Реконструкция П. Санпаолези
Фасад палаццо Ручеллаи во Флоренции. Реконструкция П. Санпаолези

Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Его фасад так богато украшен скульптурой, что создается впечатление, будто это каменное кружево. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи.

Фото лоджии дель Консильо в Вероне
Лоджия дель Консильо в Вероне

Первое тридцатилетие XVI в. вошло в историю культуры под названием Высокий Ренессанс. В этот период архитектурной столицей Европы становится не Флоренция, а Рим. Это связано с повышением политической активности пап, которые пытались поднять свой авторитет, в том числе и средствами искусства. Итак, в столице христианского мира Риме разворачивается широкое строительство. Перестраивается Папский дворец, Ватикан. Вместо старой базилики на могиле святого Петра возводится новый грандиозный собор.

Первым архитектором собора святого Петра был Донато Анджело Браманте, которого считают отцом архитектуры Высокого Возрождения. По созданному им проекту храм должен был представлять собой в плане квадрат с наложенным на него греческим крестом с равными концами. Центральный купол должен был превосходить по своим размерам купол Пантеона.

Площадь Свободы и Папский дворец

Вокруг Браманте хотел сгруппировать боковые башни и полукупола апсид. Но великий архитектор умер, успев только начать строительство собора. О его творчестве более полное представление могут дать дворцы Ватикана, перестройку которых он совершил.

Относительно строительства собора святого Петра, его продолжил Микеланджело. Под его руководством собор стал более монументальным, мелкие декоративные детали исчезли. Но и Микеланджело не повезло окончательно завершить строительство. В начале XVII в. он был перестроен еще раз. Архитектор Карло Мадерна выдвинул вперед входную часть строения. Поэтому величественный купол был отодвинут на второй план. Сейчас его можно видеть только на значительном расстоянии от храма.

К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Так, ему принадлежит замысел внутренней отделки флорентийской церкви Сан-Лоренцо, построенной ранее Брунеллески, в том числе и скульптурное убранство саркофага флорентийских правителей — Лоренцо и Джулиано Медичи. В комплексе церкви по проекту Микеланджело было возведено строение библиотеки — Лауренциана. Многие искусствоведы отмечают, что, решая архитектурные задачи, Микеланджело оставался прежде всего скульптором и использовал средства, которые были более характерны скульптуре, чем архитектуре. Блестяще знакомый с теорией ордеров, он не боялся нарушать все каноны, чтобы достичь большей выразительности. Поэтому архитектурные произведения Микеланджело нельзя считать образцом чистого ренессансного стиля.