Классицизм в европейской архитектуре

С середины XVIII в. можно наблюдать значительное обновления общего интереса к античному наследию. Стиль барокко уже кажется многим слишком вычурным и даже вульгарным. Образцом хорошего вкуса вновь становится античная простота и чувство меры. Проводником новых архитектурных идей и на этот раз становится Италия. Но теперь ее ведущая роль имеет несколько иной характер. Ранее она давала образцы для подражания, теперь здесь создается преимущественно теория архитектуры. В Риме живут и работают ведущие архитекторы, такие как Пиранези, Винкельман, Лессинг. Относительно практического воплощения их идей, то сейчас политические условия в Италии не привели к большому строительству. Поэтому памятников классицизма в Италии немного. Все же можно назвать строение театра Делла Скала в Милане (архитектор Дж. Пьермарини) и церковь Санта Мария дель Приорат в Риме, построенная по проекту Пиронези.

Театр Ла Скала в Милане. Общий вид

Театр Ла Скала в Милане. Интерьер зрительного зала

Восприятие мастерами XVIII в. античного наследия, как правило, не было непосредственным. За образцы брали произведения архитекторов Ренессанса, и прежде Андреа Палладио. Сооружения, которые называют палладианскими, появляются в разных странах Европы. Особенно много палладианцев было среди английских архитекторов. Один из самых ярких — В. Кент, который построил замок Холькхем. Замок состоит из главного корпуса, где расположены парадные помещения, и четырех жилых павильонов, соединенных с главным корпусом небольшими галереями. Сооружение не имеет лишних декоративных деталей. Все, что позволяет архитектор, — скромный портик и простой карниз. В интерьере есть ниши для статуй и кессоны на потолке. В наиболее торжественных помещениях возведены колонны.

Приусадебный дом (южный фасад) холке — холл в Норфолке (Англия). 1734

Уильям Кент также изобретателем английского ландшафтного парка. В отличие от французского, английский парк следует живописную дикую природу.

XVIII в. в Англии — время основания и возрождение многочисленных курортных городков на морском побережье и вблизи минеральных источников, таких как Бат, Борнмут или Брайтон.

Бранденбургские ворота в Берлине

При строительстве этих городков нередко работали известные архитекторы. Так, известен архитектурный ансамбль Бату, созданный архитекторами Джоном Вудом — старшим и Джоном Вудом — младшим. В курортном строительстве англичане тоже, как ни странно, предпочитали классицизм.

Английский банк. Лондон.

Первым строго классицистическим сооружением в Германии стали Бранденбургские ворота, возведенная в Берлине архитектором К. Лангганса в 1788-1791 гг Образцом для своего произведения Лангганса взял афинские Пропилеи. Самым ярким представителем немецкого классицизма считается К. Ф. Шинкель, котрый спроектировал Берлинский драматический театр.

Широко велось строительство в классицистическом стиле во Франции. Здесь классицизм часто называют стилем Людовика XVI.

Перспектива площади Людовика XV по проекту Габриэля. 1755-63 гг В центре — конный монумент Людовика XV работы Бушардона

Париж. Пантеон. 1755-81 гг

«Первым архитектором короля» был в это время Ж. А. Габриель, создавший в Париже ансамбль площади Согласия (сначала площадь носила имя Людовика XV). Характерным признаком стиля является открытость площади. Он застроен только с одной стороны, другой стороной выходит к Сене, еще с двух сторон его ограничивают зеленые насаждения. Ансамбль площади формируют два симметричных строения: Военное и Морское министерства, разделенные Королевской улицей. Сначала в центре площади была установлена конная королевская статуя, которую сняли в годы Великой Французской революции. Теперь на этом месте находится обелиск.

Другим известным произведением Габриэля является павильон версальского парка Малый Трианон. Это небольшое, но очень гармоничное сооружение, квадратное в плане.

Типичными образцами классицизма является церковь св. Женевьевы в Париже, построенное по проекту архитектора Ж. Ж. Суфло, которая впоследствии была переделана в Пантеон, место захоронения великих людей Франции. После перестройки классицистические моменты во внешнем виде строения стали еще заметнее.

Площадь Звезды в Париже. В центре — Триумфальная арка

Восемнадцатый век, как известно, завершился Великой Французской революцией, в результате чего архитектурное строительство в этой стране было на некоторое время приостановлено. С приходом к власти в 1801 г. Наполеона Бонапарта начался новый период в истории страны и всей Европы, что повлекло за собой определенные изменения в архитектурном стиле. Правда, эти изменения не были слишком радикальными. В основу нового стиля легли классицистические принципы и античные образцы. Однако характер искусства немного изменился. Если ранний классицизм можно сравнить с архитектурой Греции и республиканского Рима, то архитектурные памятники наполеоновского времени больше напоминают Рим периода поздней империи. Новый стиль получил название ампир, то есть «имперский».

Фасад Триумфальной арки на площади Звезды. План площади

« Камеронова галерея» в Царском Селе (ныне г. Пушкин)

Вандомская колонна в Париже

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия