Схема легендарного лабиринта минотавра. Раскопки Кносского дворца и археологические исследования Артура Эванса

Известный древнегреческий миф рассказывает о славном афинском мастере Дедале, который был вынужден покинуть родину и после долгих скитаний нашел приют на острове Крит, в столице могущественного царя Миноса. Для Миноса Дедал построил огромный дворец, где было множество комнат и запутанных коридоров. Планирование дворца якобы было таким сложным, что никто, попав внутрь, не мог найти путь к выходу и должен остаться во дворце до самой смерти. Это творение Дедала получило название Лабиринт. Теперь так называется любое строение, имеет сложную и запутанную систему переходов.

Обитателем дворца Минос сделал страшное чудовище по имени Минотавр (Бык Миноса). Чудовище имело мощную человеческую фигуру и голову быка. Заключенный в Лабиринте Минотавр не мог оттуда выйти и был безопасен для жителей Крита. Но он нуждался в пище, и его кормили пленными. Царь Минос был могущественным властителем, и греки должны были ему подчиняться. Онналожил на афинян дань. Обязал отдавать ему по семь девушек и семь юношей, их привозили на Крит и запускали в Лабиринт, где они бродили, пока не встречали людоеда — Минотавра, а вместе с ним свою смерть. Эту кровавую дань афиняне должны были платить, пока среди обреченных на жертву юношей не оказался царский сын Тесей. Он убил Минотавра и освободил таким образом своих соотечественников от страшного налога.

План Кносского дворца

В течение длительного времени считали, что все рассказы о царя Миноса и дворец Лабиринт — лишь плод богатого народного воображения. Большинство ученых придерживались этого мнения до начала XX в., пока на Крите не начал свои исследования английский археолог Артур Эванс. Он приехал на остров в 1899. Неподалеку от античных сооружений классического периода, которыми очень богат Крит его внимание привлекли странные бугры на почве. Он начал копать в этом месте. Скоро археолог обнаружил фрагмент большого здания, архитектура которого очевидно не имела ничего общего с классической древнегреческой. Понятно, Эванс продолжил раскопки, и шаг за шагом ему открылся огромный дворец, состоявший из множества комнат, двориков, переходов и галерей. Когда через 35 лет раскопки были завершены, выяснилось, что дворец занимает площадь около 10000 кв. м и имеет четыре этажа. Два из них наземные, а два находятся под землей. Установили, что дворец был построен во II тысячелетии до н. э., то есть лет на тысячу раньше того времени, когда древнегреческие писатели записали миф о Минотавре, благодаря чему мы смогли с ним познакомиться. Поэтому историки еще раз убедились: иногда легендам стоит доверять, ведь Лабиринт действительно существовал. Правда, народная фантазия в этом случае была слишком мрачной. Найденный Эвансом дворец, хотя в нем и легко запутаться, отнюдь не напоминает гигантскую ловушку — тюрьму, которой изображают Лабиринт греки. Может, где-то в нем и держали заключенных, но в целом он имел, очевидно, другое назначение.

Кносский дворец. Фрагмент

Акробаты с быком. Фреска из Кносского дворца

Эта удивительная постройка, ныне известная под названием Кносский дворец (Кносс — название города, древней столицы царя Миноса), имеет очень своеобразную архитектуру. Центральную его часть занимает прямоугольный двор 23,5 м в ширину и 53 м в длину. Двор окружают многочисленные здания. Ансамбль лишен всякой симметрии, но, несмотря на это, в его размещении заметны определенный порядок и гармония. Дворец нельзя охватить взглядом с какой-то одной точки, здесь нигде нет далекой перспективы, все галереи все время изгибаются. Лучше его архитектура воспринимается во время движения, когда взору открываются новые неожиданности. Потолки здесь сравнительно невысоки, их везде поддерживают характерные колонны, имеющие форму опрокинутого усеченного конуса — сужаются книзу и расширяются вверху. Стволы колонн окрашены в ярко-красный цвет, остальные детали — в черный и белый. Стены украшают красочные фрески. Особенно часто встречается изображение быка, который, наверное, занимал особое место в религиозном культе минойцив. Но ученым не известно, действительно ли быку на Крите приносили человеческие жертвы, как это рассказывается в мифе о Минотавре. Дворец никогда не был и не мог быть крепостью. В нем ничего нет похожего на военные укрепления. Основным материалом, который применялся для его строительства и отделки, был алебастр.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия