Пеновым способом получают корундовые легковесы (пенокорунд) плотностью менее 1 г/см3. Пенокорунд обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, равномерным строением с частично замкнутыми порами. Существенным недостатком пенового способа является сложная и продолжительная сушка сырца. В целом для корундовой пенокерамики (по сравнению с корундовыми легковесами, полученными другими способами) характерны высокая пористость, относительно низкая проницаемость, повышенная прочность, невысокая термическая стойкость при малой плотности (табл. 34). Следует отметить, что при использовании в качестве выгорающей добавки вспученного полистирола можно получить материал, структура которого аналогична структуре пенокорунда. При этом сохраняются все преимущества технологии способа выгорающих добавок: относительно низкая влажность формовочной массы, возможность интенсивной сушки.
Физико-технические свойства корундовых легковесных изделий
Легковес |
Плотность (кажущаяся), г/см |
Пористость, % |
Средний размер пор, MM |
Прочность при сжатии, кгс/см (МПа) |
Максимальная температура применения, °С |
Пеновый способ |
|||||
Крупнопористый |
0,72 |
82 |
3,1 |
63(6,3) |
1850 |
Среднапористый |
0,74 |
81 |
2 |
65 (6,5) |
1850 |
Мелкопористый |
0,66 |
83 |
1,5 |
68 (6,8) |
1850 |
С выгорающими добавками |
|||||
С применением 30% кокса фракции 5—10 мм |
1,8 |
54,4 |
7,5 |
15(1,5) |
I |
То же, фракции 0,6—10 мм |
1,65 |
57,1 |
4 |
12(1,2) |
|
С применением опилок |
1,91 |
54,9 |
135(13,5) |
1300 (начало размягчения) |
Корундовые пористые огнеупорные материалы могут служить при температуре до 1750—1850°С. Высокопористый корунд—эффективный теплоизоляционный материал. При невысокой кажущейся плотности он обладает малой теплопроводностью. Пенокорунд одновременно характеризуется высокой огнеупорностью, химической инертностью, превосходными электроизоляционпыми свойствами, что позволяет использовать его в качестве высокотемпературной теплоизоляции в условиях воздействия различных химических реагентов в окислительных и восстановительных средах.
Кроме вышеуказанных огнеупорных легковесов, в настоящее время производятся пористые материалы из окиси магния, окиси бериллия, двуокиси циркония, карбидов и других бескислородных соединений. Эти материалы, несмотря на их высокую эффективность как высокотемпературных теплоизоляционных материалов, не нашли пока широкого применения в технике, что можно объяснить высокой стоимостью исходного сырья и несовершенством применяемых технологических приемов для их приготовления. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что в ближайшее время будут разработаны и внедрены в производственную практику более совершенные технологические процессы.