Пеновым способом получают корундовые легковесы (пенокорунд) плотностью менее 1 г/см3. Пенокорунд обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, равномерным строением с частично замкнутыми порами. Существенным недостатком пенового способа является сложная и продолжительная сушка сырца. В целом для корундовой пенокерамики (по сравнению с корундовыми легковесами, полученными другими способами) характерны высокая пористость, относительно низкая проницаемость, повышенная прочность, невысокая термическая стойкость при малой плотности (табл. 34). Следует отметить, что при использовании в качестве выгорающей добавки вспученного полистирола можно получить материал, структура которого аналогична структуре пенокорунда. При этом сохраняются все преимущества технологии способа выгорающих добавок: относительно низкая влажность формовочной массы, возможность интенсивной сушки.
Физико-технические свойства корундовых легковесных изделий
Легковес | Плотность (кажущаяся), г/см | Пористость, % | Средний размер пор, MM | Прочность при сжатии, кгс/см (МПа) | Максимальная температура применения, °С |
Пеновый способ | |||||
Крупнопористый | 0,72 | 82 | 3,1 | 63(6,3) | 1850 |
Среднапористый | 0,74 | 81 | 2 | 65 (6,5) | 1850 |
Мелкопористый | 0,66 | 83 | 1,5 | 68 (6,8) | 1850 |
С выгорающими добавками | |||||
С применением 30% кокса фракции 5—10 мм | 1,8 | 54,4 | 7,5 | 15(1,5) | I |
То же, фракции 0,6—10 мм | 1,65 | 57,1 | 4 | 12(1,2) | |
С применением опилок | 1,91 | 54,9 | 135(13,5) | 1300 (начало размягчения) |
Корундовые пористые огнеупорные материалы могут служить при температуре до 1750—1850°С. Высокопористый корунд—эффективный теплоизоляционный материал. При невысокой кажущейся плотности он обладает малой теплопроводностью. Пенокорунд одновременно характеризуется высокой огнеупорностью, химической инертностью, превосходными электроизоляционпыми свойствами, что позволяет использовать его в качестве высокотемпературной теплоизоляции в условиях воздействия различных химических реагентов в окислительных и восстановительных средах.
Кроме вышеуказанных огнеупорных легковесов, в настоящее время производятся пористые материалы из окиси магния, окиси бериллия, двуокиси циркония, карбидов и других бескислородных соединений. Эти материалы, несмотря на их высокую эффективность как высокотемпературных теплоизоляционных материалов, не нашли пока широкого применения в технике, что можно объяснить высокой стоимостью исходного сырья и несовершенством применяемых технологических приемов для их приготовления. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что в ближайшее время будут разработаны и внедрены в производственную практику более совершенные технологические процессы.