Древесина в архитектуре

Издавна в строительстве использовалось дерево. Из него возводили заборы, дома и печи, использовали в бытовом обиходе, создавали аксессуары для украшения. Камень вошел в архитектуру значительно позднее, но быстро заполонил ее. К дереву возвращались в разное время, обычно с целью гуманизации окружающей среды. Работать с ним стало проще благодаря современному оборудованию. Его стало легко и добывать, и обрабатывать. А возможность заменить цепь бензопилы сразу на месте проводимых работ добавило скорости и удобства.

Минималистичный подход к дереву

Древесина – один из красивейших материалов. Ее с радостью применяли и для сакральных построек, и для возведения человеческого жилья. Мягкая и пластичная, она отлично подходит для создания скульптур. Так, в Украине во время расцвета барокко большинство церквей было украшено именно деревянными ангелами и святыми. Среди всех мастеров того времени отдельное место занимает Иоанн Георг Пинзель. В то время он ездил по селам и оставлял в их церквях предметы своей искусной резьбы. Если бы не счастливая случайность, мир мог бы навсегда утратить его работы. Ценность скульптур Пинзеля в их удивительной реалистичности, искусной прорисовке тончайших деталей и силе влияния на человека. Мало кого они оставляют равнодушными. А в искусстве Пинзель ознаменовал переход от пухлотелых барокковых ангелочков к первоначальному апостольскому аскетизму. Так, его Иисус Христос истощен, выступают все косточки, видны все мышцы. И по степени сакральности, по силе эмоциональности эта скульптура сильно отличается от своих предшественников. Подле нее можно ощутить всю боль, которую вынес этот человек. И не важно считаете ли вы его личность мифом или реальностью. Работы Пинзеля скорее духовны, чем религиозны.

Начиная с 20 века, архитекторы не стремятся копировать шедевры более древнего зодчества. Усилия направлены на новые способы обработки материала и создание невиданных доселе форм. Поток мысли прекрасно дополняется современным оборудованием – от бензопил до шлифовальных машин. Возможность быстро менять звенья цепи бензопилы, и высокая производительность приборов для обработки стимулируют развитие этой отрасли. А главное, дают возможность художникам от архитектуры и дизайна в полной мере раскрыть свои способности.

К чистоте форм стремился финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто. Вдохновленный японской простотой и функциональностью, он совершил переворот в древесном искусстве. Предложив публике первый гнутый стул, он фактически открыл новую ветвь дизайна. Для Аалто дерево выступало не просто природным материалом. Он считал его живым и сравнивал с человеческими мышцами. Этим и продиктованы его эксперименты, увенчавшиеся таким грандиозным успехом.

В новом отношении к этому материалу особо можно выделить и подход Френка Ллойда Райта, который стремился не просто к использованию натуральных материалов, но к максимально природному строительству. Его здания по форме текучи и пластичны, стремятся повторить контуры окружающей их реальности. Такие дома не требуют высушивания рек, спиливания «лишних» деревьев или выравнивания холмов. Структурно они вписываются в заданное место, а отделочные материалы стремятся привести их к полной гармонии с природой вокруг.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *