Всемирная история древней архитектуры, техника строительства и стилей

Гигантские египетские пирамиды

Строительство — один из старейших видов человеческой деятельности, или по крайней мере это такой вид, о котором мы имеем очень древние сведения. Мы не знаем, о чем рассказывали друг другу первобытные люди у костра, а вот что из чего они строили — знаем. Ведь археологами были найдены остатки палаток, поселений на сваях и даже дома, основу которых составляли кости гигантских животных — мамонтов или китов. Конечно, строительство и архитектура — это не одно и то же. Здесь, видимо, следует напомнить высказывание одного из самых известных архитекторов XX века — Ле Корбюзье. Он писал:

«Вы используете как строительный материал камень, дерево или бетон, вы возводите из него дома или дворцы. Это строительство. Но вдруг вы тронули мое сердце, и мне стало хорошо. Я в восторге восклицаю: «Как хорошо» Это уже архитектура ».

Возникает вопрос, насколько архитектура моложе строительства. На это трудно ответить, и наверняка возможно. Ведь чувство прекрасного было присуще даже очень отдаленным нашим предкам. Вряд ли только практические соображения заставляли неолитического мастера тщательно доводить свое каменное орудие до немыслимого совершенства, придавая ему изысканную форму лавровых листьев. Правда, в строительство это изящное совершенство пришло значительно позже, но стремление сделать свое жилище не только удобным и безопасным, но и красивым возникло очень давно.

История знает сооружения, эстетическое восприятие которых непосредственно вытекает из функции, которую они выполняют, и такие, которые возводились для удовлетворения исключительно эстетических потребностей. К последним относятся как неолитические стоячие камни, так и возведенная в конце XIX в. башня Эйфеля. Существуют архитектурные памятники, которые были созданы за небольшой промежуток времени и сохраняли свой первоначальный вид в течение всего своего существования. Другие строились веками, росли и развивались, как живые существа. Каждое поколение вносило в их внешний вид что-то свое.

Широко известно определение архитектуры, как застывшей музыки. Такая архитектура действительно появилась довольно поздно. Ведь нужно сложно организованное общество, чтобы начать строить сооружения, красота которых создается сложным ритмом горизонтальных и вертикальных линий, проемов и простенков, опор и пролетов.

Древние города часто называют каменными летописями. Такое название вполне справедливо. Каждый знает, какую важную роль для непрерывности культурного развития играло возникновение письменности. О народах, которые оставили нам свою литературу, мы знаем много. Если письменности не было или мы не можем ее прочитать, то историки вынуждены довольствоваться выдвижением гипотез. Но не меньшее значение, чем иероглифы и буквы, для понимания культуры наших предков имеет строительство. Именно с возникновения первых постоянных поселений начинается для нас история человечества, которую мы можем осмыслить. Иногда речь архитектуры бывает даже выразительнее чем литературный язык. Она доступна всем. Гигантские пирамиды, уже почти пять тысяч лет поднимаются в долине Нила, неопровержимо свидетельствуют о величии Египетской цивилизации даже для тех, кто никогда не умел читать.

Фото гигантских египетских пирамид
Гигантские египетские пирамиды

Античные архитектурные памятники, которые сохранились на итальянской земле в средние века, стали первым объектом внимания ученых и художников Возрождения. Это уже потом началась охота за античными книгами, хранившимися в отдаленных монастырях.

Ни один из видов искусства не связан с развитием технологии больше, чем архитектура. Можно нафантазировать красивое сооружение, но надо еще построить его так, чтобы оно стояло и не падало. А для этого следует тщательно рассчитать нагрузку на все части строения, знать свойства различных строительных материалов. И часто бывает так, что наиболее удачное инженерное решение является и наиболее красивым, ведь и красота, и выносливость базируются на гармоничной соразмерности частей. На ранних этапах развития архитектуры роль материала была ведущей.

Египтяне могли строить из камня, и поэтому их сооружения не похожи на кирпичные достопримечательности долины Тигра и Евфрата. В евразийских степях древние погребальные сооружения насыпали прямо из грунта, потому что это был единственный строительный материал, недостатка которого не ощущалось. Древние греки располагали месторождениями лучшего мрамора и создали прекрасные мраморные сооружения. Своеобразие русской архитектуры очень долго определялась давними традициями деревянного строительства в этой стране.

Но дело, конечно, не только в материале. Ведь в средние века случалось так, что из мраморных обломков изящных античных сооружений составляли грубые хижины или, в лучшем случае, военные крепости. Большое значение имело развитие инженерной мысли. Так, революцию в строительстве, а следовательно, и в архитектуре совершило такое изобретение, как свод — перекрытие пролета, которое имеет криволинейные очертания. Впервые его применили этруски. От них оно перешло в римскую архитектуру. В Египте, Месопотамии и классической Греции применяли прямоугольное перекрытие с помощью бантин. Изобретение свода позволило вводить в сооружения такие важнейшие архитектурные элементы, как купола и арочные пролеты.

Значительное влияние на развитие архитектуры имел политический строй общества и, соответственно, его идеология.

Случалось, что в разных странах и в разные времена возникали подобные архитектурные стили, потому подобными были их политические и идеологические основы. Так, заметны определенные аналогии в эстетических принципах строительного искусства поздней Римской империи, империи Наполеона и Советского Союза в сталинские времена. Смена политического строя в Греции во времена Александра Македонского повлекла за собой существенные изменения архитектурного стиля.

Развитие архитектуры не всегда происходило поступательно и равномерно. История знает случаи, когда строительное искусство предков потомки надолго забывали. Такое, например, произошло после катастрофической гибели во II тысячелетии до н. э. минойской цивилизации, или после падения Западной Римской империи. Известны и периоды исключительно бурного развития строительства и архитектуры. Таким был период на рубеже XIX и XX веков. Часто новый этап развития становится не прямым продолжением, а, наоборот, отрицанием предыдущего. Мастера Ренессанса отрицали достижения периода готики. Архитекторы, работавшие в стиле классицизма, пренебрежительно относились к капризной эстетике барокко. Представители модерна считали классицизм слишком однообразным. Но все эти стили дали миру жемчужины архитектуры и заняли свое место в процессе развития этого искусства. Каждая строительная традиция имела свое продолжение. Многие характерные черты объединяют модерн с барокко. Относительно конструктивизма, то этот якобы сугубо современный стиль на самом деле имеет что-то общее с готикой. Дело не только в размере сооружений, но и в некоторых эстетических принципах. Значительная часть деталей делают готическое сооружение таким привлекательным, имеет чисто функциональное назначение и является решением сложной инженерной задачи. Относительно античного архитектурного наследия, то интерес к нему на новом уровне возрождается в каждую эпоху.

Архитектура является синтетическим видом искусства, то есть имеющим в себе элементы других искусств. Здания украшают скульптурой, мозаикой или даже произведениями живописи. Часто архитектурный памятник должен восприниматься не отдельно, а в составе архитектурного ансамбля, включающего несколько строений. Неотъемлемой частью ансамбля может быть пейзаж, природный или созданный искусственно. Творением архитектора может быть и целый тщательно спланированный город, и храм, который поднимается отдельно на зеленом холме. Архитектура является искусством, использует все достижения человечества и создает среду, в которой мы живем. Она является также особым языком, на котором может до нас дойти рассказ о жизни других народов в другие времена. Поэтому так важно научиться понимать этот язык, ознакомиться с историческим развитием строительного искусства. Книга, которую вы держите в руках, призвана дать вам наиболее общее представление об архитектурных стилях и технические достижения разных эпох и стран.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия